Глава 7. Годы выживанияВ конце 1980-х годов промысловый вылов рыбы в рамках бывшего СССР достиг максимальной величины - 9-10 миллионов тонн в год. После распада СССР эта величина упала до 4-5 миллионов тонн. В принципе, падение началось уже в 1992 году, когда на экономических результатах предприятий стала сказываться обрушившаяся на страну либерализация цен.
"В течение 1992-1993 годов все государственные предприятия рыбной отрасли были преобразованы в акционерные общества открытого типа, - вспоминал В. В. Топчий. - Одновременно проводилась реорганизация, освобождение от несвойственных функций и структур.
В декабре 1992 года государственная Петропавловская база океанического рыболовства была преобразована в акционерное общество открытого типа "Океанрыбфлот".
К радикальным экономическим реформам база флота подошла со старыми, изношенными судами со сроком эксплуатации более 20-25 лет, физический износ промыслового флота составлял 64 процента" [1].
Хозяйственно-экономическая деятельность ОАО "Океанрыбфлот" за 1993 год отражена в бухгалтерском отчете:
- добыча рыбы-сырца - 218 354 тонны;
- прием сырца от других предприятий - 46 423 тонны;
- выпуск пищевой рыбопродукции - 131 658 тонн;
- выпуск непищевой продукции - 35 717 тонн;
- выпуск консервов "Печень минтая" - 276 туб1.
Полученная за год прибыль распределилась:
- уплачено в бюджет в виде налога на прибыль - 2,825 миллиарда2 рублей;
- отвлечено на фонды накопления - 6,669 миллиарда рублей;
- уплачено штрафов - 427,4 миллиона рублей;
- направлено на техническое перевооружение, реконструкцию - 8,118 миллиарда рублей.
Это был последний относительно благополучный год в череде следующих лет до конца XX века. Но это относительное благополучие - лишь видимая часть отчета. В 1993 году уже укоренилась практика несвоевременного расчета с партнерами, а то и ухода от уплаты денег до судебного разбирательства, которое также не приносило результата. Чтобы выживать, приходилось брать кабальные банковские кредиты. Эта кабала сказалась уже в следующем, 1984 году.
Бухгалтерский отчет предприятия за 1994 год выглядит уже жалко:
- добыча рыбы-сырца - 152 087 тонн (-66 267 тонн к 1993 году);
- прием сырца от других предприятий - 7401 тонна;
- выпуск пищевой рыбопродукции - 65 842 тонны;
- выпуск непищевой продукции - 28 110 тонн;
- выпуск консервов "Печень минтая" - 197 туб.
Финансовый результат: 743 миллиона рублей убытка.
В объяснительной записке убыток объясняется следующими причинами:
"Основными причинами убытка являются слабая промобстановка практически во всех районах промысла, непроизводительные потери времени как в море, так и в порту. Так, непроизводительные потери в порту составили 307,3 судо/суток, в море по метеоусловиям 318 с/суток, в ожидании топлива, сырца, перегруза 1171 с/суток.
Кроме этого, многие суда уже выработали свой нормативный срок эксплуатации, а физический износ находящихся на балансе ОАО добывающих и транспортных судов, занимающих 96 процентов в структуре основных фондов ОАО, составил 60 процентов, что явилось причиной частых простоев судов в ремонте.
Вследствие несвоевременной оплаты за отгруженную продукцию покупателями возникла необходимость пользования банковскими кредитами, что привело к большим затратам на оплату банковских процентов.
В летний период ОАО "Океанрыбфлот" в основном производил выпуск минтая безголового, мороженого. Вследствие затоваривания рынка, снижения потребительского спроса на минтай безголовый отпускная цена на рынках страны сложилась в размере 700-800 рублей за килограмм.
Доходы от продажи основных средств составили 2,872 млрд рублей" [2].
Коль зашла речь о продаже флота, то в эти годы были проданы целиком или же на металлолом следующие суда:
- в 1991 году: "Алексей Махалин" (в "Камлайн"), "Илларион Рябиков";
- в 1992 году: "Математик", "Малки", "Калар" (в Камчатрыбпром);
- в 1993 году: "Юность", "Лучегорск", "Камышин", "Кулунда", "Приозерск", "Пауджа";
- в 1994 году: "Штурман Елагин", "Александр Максутов", "Советские профсоюзы", "Казатин", "XV съезд профсоюзов", "Мыс Елагина" (отдан ПСРМЗ за долги), "Мыс Мальцева" (в "Акрос"), "Мыс Курильский", "Мыс Отрадный", "Селенит";
- в 1995 году: "Союз-4", "Казалинск", "Корчагинец" ("Каргополь"), "Ключевской", "Тирасполь", "Мыс Осипова", "Мыс Ратманова", "Николаевский корабел", "Мыс Часовой";
- в 1996 году: "Приамурье", "Хайрюзово", "Мыс Силина", "Иван Малякин";
- в 1997 году: "Зарубино", "Кизир", "Мыс Обручева", "Мыс Орехова", "Мыс Таймыр";
- в 1998 году: "Иван Середа", "Колывань";
- в 1999 году: "Мыс Золотой" (в "Камлайн");
- в 2000 году: "Мыс Кроноцкий" (в "Нерей");
- в 2002 году: "Алексей Стаханов", "Багарево";
- в 2003 году: "Баево" (в "Мега Марин", США), "Бабыкино" (в "Мега Марин"), "Капитан Редкокаша".
За всю историю Океанрыбфлота по состоянию на конец 2007 года через предприятие прошло 97 единиц флота.
Нельзя сказать, что в годы выживания флот только продавался. Его и покупали.
Так, в 1994 году было решено приобрести в одной из совместных российско-американских компаний краболовный процессор "Сивинд", который на долевом участии вылавливал крабовую квоту Океанрыбфлота. В августе 1994 года вылетели в Сиэтл смотреть и принимать судно капитан Михаил Владимирович Дигель, старший механик Александр Петрович Коровин; начальник радиостанции Сергей Юрьевич Сысоев, электромеханик Игорь Витальевич Бутин, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев. К тому времени в Сиэтле уже находились генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" В. В. Топчий и начальник внешнеэкономического отдела А. П. Волков, которые работали по заключению контракта. По прошествии несколько дней туда же был вызван капитан-директор А. Н. Галдус. Договор сначала заключался на бербоут-чартер3 с последующим выкупом, но в конце концов решили его просто купить и поставить на ремонт и частичное переоборудование.
В апреле 1996 года в Сиэтл отправился перегоночный экипаж Океанрыбфлота под командованием капитана-директора Анатолия Николаевича Галдуса. В состав экипажа вошли: старший механик Анатолий Владимирович Тихонов, старший помощник капитана Максим Моисеевич Таран, второй помощник капитана Геннадий Станиславович Мацкевич, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев, электромеханик Владимир Иванович Илюхин, третий механик Андрей Владимирович Колупаев, боцман Николай Александрович Афанасьев и другие.
Краболов "Сивинд" работал поначалу с двумя капитанами на борту - российским и американским. Как рассказывал начальник внешнеэкономического отдела Александр Петрович Волков, у американского капитана было чутье на краба, иначе не скажешь, и большой опыт, которым он делился с российским экипажем, в первую очередь с капитаном-директором А. Н. Галдусом.
"У него и чутье, и карты миграции краба были, - рассказывал А. П. Волков. - У них считалось, что улов в 10-12 тонн в сутки уже дает положительный экономический эффект, а ловили по 15-16 тонн. Причем на судне минимальное количество экипажа - 25 человек. Как оказалось, Галдус тоже обладал чутьем, да и смог карты взять у американского капитана. И у него неплохо получалось".
После Галдуса "Сивинд" был доверен капитану-директору Михаилу Владимировичу Дигелю. Старшим помощником у него ходил Е. В. Попов, старшим механиком В. В. Буткач. "Сивинд" почти сразу начал успешно добывать и обрабатывать краба.
В 1996 году был куплен СТР "Гефест", который затем принимал и обрабатывал рыбу. В то же время был приобретен транспортный рефрижератор "Тесей". Еще раньше в Корее построили танкер "Океанрыбфлот".
В. В. Топчий вспоминал те годы:
"Списание старого флота, нехватка топлива, снабжения, непроизводительные потери - все это привело к тому, что в 1994 году спад производства составил более чем половину по сравнению с предыдущим годом.
Начиная с 1995 года Океанрыбфлот медленно (по 2-5 процентов в год) наращивает добычу рыбы. А выпуск пищевой рыбопродукции возрос в 1996 году на 17,8 процента по отношению к предыдущему году.
В 1997 году судами нашего акционерного общества было выловлено свыше 180 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, из которых выпущено свыше 100 тысяч тонн продукции - это филе, фарш, икра, кальмар, конечности и мясо краба варено-мороженые, консервы из печени минтая. Вырабатывается также мука рыбная и жир ветеринарный.
Кроме российских предприятий продукцию Океанрыбфлота покупали ведущие фирмы Японии, США, Германии, Кореи, Китая и других стран" [3].
Из бухгалтерского отчета Океанрыбфлота за 1995 год:
- численность - 3860 человек;
- добыча рыбы-сырца - 170 527 тонн;
- прием рыбы от других предприятий - 5916 тонн;
- выпуск пищевой рыбопродукции - 80 337 тонн;
- выпуск непищевой рыбопродукции - 24 977 тонн;
- выпуск консервов "Печень минтая" - 318 туб;
- объем реализованной рыбопродукции без учета налогов и акцизов - 373,5 миллиарда рублей.
В пояснительной записке к бухгалтерскому отчету говорится:
"Основная экспедиция - минтаевая. Доля минтаевой продукции составляет 65 процентов, или 259,3 млрд руб. Поэтому снижение цены на минтай безголовый в летний период до 1500 руб./кг, или на 25 процентов, вследствие затоваривания рынка значительно ухудшило финансовое положение ОАО и явилось одной из причин убытков в конце года. В связи с проблемой несвоевременных платежей за продукцию покупателями, а также с системой предоплаты за топливо, тару, прочие материалы и услуги, возникла необходимость пользования банковскими кредитами, что привело к большим затратам на оплату банковских процентов (в пределах учетной ставки 17 046 931 тыс. руб.).
ОАО "Океанрыбфлот" имело следующие суда:
- БМРТ проект 1288 - 18 ед.;
- БМРТ проект 394АМ - 3;
- БМРТ проект 394 - 2;
- БМРТ проект 1288 транспортный - 2;
- БМРТ проект 394А транспортный - 1;
- БМРТ проект 394 транспортный - 2;
- БМРТ проект 394АМ транспортный - 1;
- контейнеровоз "Франк Браун" - 1;
- МРТ - 1.
Стоимость основных фондов на 1 января 1996 г. - 676,9 млрд рублей.
Амортизационные отчисления составили 422,5 млрд рублей.
Остаточная стоимость 254,3 млрд рублей.
Уровень износа - 62,4 процента.
Флот ОАО "Океанрыбфлот" в основном выработал свой нормативный срок эксплуатации, и для поддержания технического уровня, согласно требованиям Регистра, в 1995 году Океанрыбфлот затратил большие денежные средства на ремонт своих судов, и непроизводительные простои судов в ремонте составили 1061 с/суток.
Непроизводительные потери времени как в порту, так и в море явились также причиной убытков в финансовой деятельности. Так, простои флота в порту за 1995 год составили 338 с/суток, и недодано продукции по этой причине на сумму 32,6 млрд рублей.
Простои в ожидании топлива, сырца, перегруза составили 626 с/суток, и недополучено товарной продукции на сумму 60,5 млрд рублей.
Убыток от основной деятельности предприятия составил 17,8 млрд руб." [4].
Начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО "Океанрыбфлот" А. П. Волков рассказывал о том периоде:
"В связи с тем, что произвести в короткие сроки ремонт в Петропавловске было практически невозможно, так как суда становились на год, на два, мы производили его в Сингапуре. Переход туда составлял 15 суток, месяц ремонта и обратно 15 суток. В итоге через два месяца судно "вступало в бой". А здесь, в Петропавловске, и специалистов-то не было по ремонту БАТМ. Например, "Бабыкино" здесь простоял три года, и потом уже в рейсе мы долго-долго его доделывали, восстанавливали.
В тот период наш отдел внешнеэкономических связей занимался таможенным оформлением судов, составлением контрактов за рубежом, контролем контрактов, платежей, закупкой материально-технического снабжения, промвооружения, запасных частей. Продукты питания в России тоже невозможно было купить. Были периоды, когда занимались и топливом. Людей обученных не было, не знали английского языка, поэтому работать было не просто. Все закупки делали в Сингапуре, Китае, Корее. Кстати, на Новый год привозили детские подарки. В то время это было удивительно для малышей. Но со временем в России их стали делать не хуже, а то и лучше".
1996 год был годом 100-летия рыбной промышленности Камчатки. Увы, камчатский берег к этому времени влачил самое жалкое существование. Практически все рыбные предприятия полуострова "лежали на боку", многие прекратили свою производственную деятельность. Зато в большом количестве стали появляться так называемые "мутанты" новой российской экономической политики - фирмы-варяги, имеющие мощные протекции в Москве. А чуть позже научились многому и местные предприимчивые люди и тоже стали учреждать собственные маленькие рыболовные компании, у многих из которых не было ни флота, ни перерабатывающих мощностей. Зато компании с богатой историей, с огромными, заслуженными коллективами, несущие социальное бремя на камчатском берегу, едва сводили концы с концами.
"В те годы упала дисциплина", - практически хором говорят люди, вспоминающие трудные, "мутные" годы. Все меньше оставалось единиц флота, люди начали уходить в те самые мелкие, временные фирмы. Экипажи комплектовались зачастую из новичков, многие из которых оказывались совершенно случайными для плавсостава, для рыбацкой работы.
"Квалификация упала, дисциплина упала - очень трудно было, - рассказывает Галий Камилович Габдулин, который тогда работал капитаном-директором. - Причем дисциплины не было как у рядового состава, так и у командного. Тяжело мы пережили те годы".
"К продаже флота мы относились болезненно, тем более когда уходили "на иголки" живые пароходы, - говорит помощник генерального директора по судоремонту Океанрыбфлота Леонид Иванович Гладчук. - Мы понимали, что флот изношен, что ремонтировать его дороже, чем покупать новый, но ведь для нас это были наши, родные суда. Но при всей той мути Океанрыбфлоту удалось удержаться на плаву, а ведь такие монстры, как Рыбхолодфлот, УТРФ, сгинули безвозвратно. И все же у нас, например, было спокойнее, чем в Приморье. Там вообще существовал бандитский беспредел".
С какими результатами тогда работали отдельные судоэкипажи? Возьмем для примера БАТМ "Владимир Бабич".
1996 год. Рейс с 13 апреля по 19 августа. Работой судоэкипажа руководил капитан-директор Г. К. Габдулин. Старший помощник капитана - Ю. И. Мурга, помощник по производству - Ю. Г. Пролыгин, помощник по добыче - Г. Н. Ющик, старший механик - Г. Н. Петров.
Выпуск:
- пищевой рыбопродукции - 4228 тонн, в том числе минтая безголового - 4221 тонна;
- консервов "Печень минтая" - 18 500 банок.
1997 год. Рейс с 13 мая по 20 сентября. Работой судоэкипажа руководил капитан-директор А. А. Пичуев. Старший помощник капитана - А. А. Кикоть, помощник по добыче - Н. П. Кучаев, старший механик - А. М. Хорольский.
Выпуск:
- пищевой продукции - 4375 тонн, в том числе минтая безголового - 3905 тонн;
- консервов "Печень минтая натуральная" - 10 048 банок.
1998 год. Рейс с 1 января по 29 апреля. Руководил экипажем капитан-директор А. А. Пичуев, помощники - те же.
Выпуск:
- пищевой продукции - 4906 тонн, в том числе минтая безголового - 4734 тонна;
- консервов "Печень минтая натуральная" - 6012 банок;
- готовой сельди - 20 тонн.
1999 год. Рейс с 16 апреля по 19 августа. Руководил экипажем капитан-директор С. М. Кусмарцев. Старший помощник капитана - Н. П. Криволапов, помощник по производству - Ю. Г. Пролыгин, помощник по добыче - К. Н. Журко, стармех - Г. А. Ткачёв.
Выпуск пищевой продукции - 1774 тонны.
В 1997 году в связи с 300-летием Российского флота в ОАО "Океанрыбфлот" чествовали лучших. Это были те, кого немногим ранее Госкомитет Российской Федерации по рыболовству наградил Почетными грамотами. В списке значились:
Капитан-директор БАТМ "XXVI съезд КПСС" Б. А. Сорокин.
Капитан-директор БАТМ "Соколово" С. А. Кужилко.
Капитан-директор В. П. Абрамов.
Старший механик БАТМ "XX съезд ВЛКСМ" В. В. Томилов.
Старший механик БАТМ "Матвей Кузьмин" Ю. Д. Таушканов.
Старший мастер добычи БАТМ "Хотин" Р. М. Булатов.
Боцман ТР "Капитан Редкокаша" А. Н. Опрышко.
Боцман БАТМ "XXVI съезд КПСС" П. Ф. Сириток.
Матрос БАТМ "XX съезд ВЛКСМ" М. М. Прелов.
Матрос БАТМ "Бутовск" Н. Т. Костюк.
Позже 250 членов коллектива ОАО "Океанрыбфлот" получили памятную медаль "300 лет Российскому флоту", несколько человек - медаль Ф. Ушакова.
Предприятие продолжало бороться с "суровыми ветрами перестройки". 1 апреля 1998 года Океанрыбфлоту исполнилось 30 лет. Этой дате было посвящено интервью, которое взял корреспондент газеты "Рыбак Камчатки" у технического директора Океанрыбфлота Алексея Алексеевича Куксы.
"Сейчас в Океанрыбфлоте работает более 3000 человек, - рассказывал А. А. Кукса, - в его составе 15 современных рыбопромысловых судов типа БАТМ и БМРТ, способных ежесуточно добывать свыше тысячи тонн рыбы-сырца и выпускать 500 с лишним тонн рыбопродукции общей стоимостью около 4 млн деноминированных рублей. В 1997 г. судами акционерного общества было выловлено свыше 180 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, из которых выпущено свыше 100 тыс. тонн различных видов продукции, около 50 наименований в ассортименте на общую сумму более 500 млн деноминированных рублей.
Суда оснащены современным высокопроизводительным технологическим оборудованием: филетировочными линиями производства Германии производительностью до 24 тони филе и фарша в сутки, сортировочными машинами производства Дании и Норвегии, икоровыборочными машинами производства Японии, модулями по выпуску краба методом рассольной заморозки, модулями по обработке лосося (США)…
Переоборудовав часть судов из промыслового в транспортный вариант, мы создали свой транспортный флот, полностью обеспечивающий потребность предприятия в перевозке продукции, топлива, различных видов материально-технического снабжения.
- Кому вы продаете свою продукцию, и что это за продукция?
- Помимо российских предприятий, продаем ведущим фирмам Японии, Германии, США, Кореи, Китая и многих других стран мира. Среди зарубежных партнеров, с которыми АО имеет тесные деловые контакты, фирмы "Маруха корпорейшн", "Ниппорос корпорейшн", "Прогресс К0 ЛТД" (Япония), "Баадер", "Артинтерн" (Германия), "Харбин Саншайн", "Далянь Шипьярд", "Саншайн Трейдинг", "Андес" (Китай), "Пилстик" (Финляндия), "Марин Бизнес Интернейшнл" (США) и многие другие.
Из товаров, выпускаемых Океанрыбфлотом, выделяется мороженая продукция: рыба, филе, фарш, икра и др.; морепродукты: кальмар мороженый, конечности и мясо краба варено-мороженые; консервы: "Печень минтая натуральная", "Печень минтая дальневосточная"; непищевая продукция: мука рыбная, жир ветеринарный. А за рубеж поставляем в основном варено-мороженые конечности и мясо краба, рыбную муку, мороженую продукцию из минтая (филе, фарш, рыбу, икру). Общий объем продаж по итогам 1997 г. составил свыше 500 млн деноминированных рублей, в том числе в зарубежные страны - свыше 300 млн.
- Ваши производственные достижения и качество продукции не остались не замеченными не только в РФ, но и за рубежом…
- В 1996 году ОАО "Океанрыбфлот" было включено в состав 5 тысяч ведущих предприятий РФ, которым присвоен официальный статус "Лидер российской экономики". Информация об акционерном обществе вошла в рекламные проспекты таких всемирно известных информационных компаний, как транснациональная корпорация "Дан Энд Брэдстрит СНГ", "Грэхэм и Уайтсайд ЛТД" (Великобритания), объединение средств информации "Синие страницы", агентство деловой информации "Бизнес-Карта" (Россия)…
Только за последние два года - 1996 и 1997 - присуждены престижные международные призы: "Золотой приз Европы за качество", "Приз за технологию и качество". Последний такой приз получили в Женеве буквально несколько дней назад. К 300-летию Российского флота 250 работников нашего ОАО были награждены правительственными наградами.
- Сегодня, наверное, нет такого предприятия, у которого не было бы финансовых проблем. Тем не менее вы уже много лет шефствуете над Елизовским детским домом инвалидов. На счету Океанрыбфлота немало и других добрых дел. Это и бесплатная рыба для домов престарелых, и помощь церкви… Не забываете пенсионеров, в том числе тех, кто уехал на материк…
- По большому счету помочь нуждающимся, например, построить жилой дом, как раньше, мы уже не можем. Но без внимания своих пенсионеров не оставляем. Ветеранам предприятия доплачиваем определенную сумму к пенсии, всем пенсионерам регулярно выдаем рыбопродукцию бесплатно.
Как ни трудно, продолжаем содержать детский оздоровительный лагерь "Альбатрос". В нем только в прошлом году отдохнуло около 700 детей нашего ОАО и других организаций. Детям из многодетных и неполных семей путевки даем бесплатно. Как говорят на Руси, относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. От немощи и от старости никто не застрахован" [5].
Судя по этому интервью, дела в Океанрыбфлоте были уже не столь плачевны, как в период с 1993-го по 1997 год. Хотя, если вспомнить, рыбная отрасль России продолжала переживать острейший кризис. Его пытались разрешить все многочисленные кабинеты министров при Ельцине, над ним бились и кабинеты В. В. Путина. В нашем распоряжении имеется выступление председателя Госкомрыболовства РФ Е. И. Наздратенко на заседании Правительства Российской Федерации 18 октября 2001 года, где речь шла как раз об отечественном рыболовстве. Документ интересен тем, что фиксирует на тот момент времени состояние рыбной отрасли России.
"Уважаемый Михаил Михайлович4!
Уважаемые члены Правительства и все присутствующие!
В декабре 1999 года Правительством рассматривался вопрос о повышении эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса. Были определены конкретные меры по улучшению работы рыбной отрасли и усилению роли государства в управлении рыбным хозяйством. За это время многое удалось осуществить на практике, но некоторые проблемы еще ждут своего решения. Узловые вопросы отрасли отражены в проекте Концепции развития рыбного хозяйства на 2002-2010 годы, разработанной Минэкономразвития и Госкомрыболовством. Она уже согласована со всеми заинтересованными ведомствами и представлена в Правительство. Просил бы Вас, уважаемый Михаил Михайлович, одобрить этот документ.
Позвольте изложить некоторые моменты обновленной рыболовной политики, над которой мы работаем и просим поддержки Правительства в ее реализации.
Анализ результатов хозяйственной деятельности в отрасли в 2000 году и за первое полугодие 2001 года позволяют оценить ее финансовое состояние в целом как сложное, несмотря на наметившиеся позитивные моменты:
начиная с 1998 года производство продукции стало устойчиво рентабельным (в 1998 г. прибыль составила 2 млрд руб., в 1999 г. - 5 млрд руб., в 2000 г. - 6,14 млрд руб.);
наметилась тенденция сокращения доли убыточных предприятий (с 64 % в 1998 г. до 53 % в 2000 г., в I полугодии 2001 года - 54 %).
За прошлый год сумма поступлений от рыбоперерабатывающих предприятий в бюджеты всех уровней составила около 10 млрд рублей, кроме того, перечислено во внебюджетные фонды еще около 4 млрд рублей.
Госкомрыболовство выполнило и перевыполнило бюджетное задание текущего года: при плане мобилизации неналоговых доходов в бюджет 5,8 млрд рублей фактически перечислено более 7 млрд рублей, или на 20 % больше; в том числе 5,9 млрд рублей - от аукционной продажи биоресурсов.
Задание по доходам на 2002 год в размере 7 млрд рублей будет выполнено при условии введения всеобщей платности пользования биоресурсами, которая предусмотрена действующим законодательством, но не применялась из-за отсутствия механизма ценообразования и порядка такой платности.
При проработке проекта Закона о федеральном бюджете на 2002 год Минэкономразвития по согласованию с Комитетом внесло в статью 7 поправку, дающую право Правительству устанавливать цены и порядок общей платности. Предложения по уровням цен с обоснованием и проект порядка взимания платы с пользователей биоресурсами, подготовленные Комитетом, сейчас находятся на рассмотрении в Минэкономразвития.
Следует отметить, что в современных условиях промышленное рыболовство России характеризуется рядом негативных тенденций, к основным из которых можно отнести:
- снижение запасов основных промысловых объектов в морских водоемах Российской Федерации в связи с чрезмерной их эксплуатацией;
- снижение объемов российского вылова морских живых ресурсов в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;
- слабо контролируемый за пределами таможенной территории Российской Федерации вывоз за рубеж рыбы и морепродуктов, выловленных в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также рыбопродукции, произведенной из них судами в море;
- высокие темпы старения основных фондов отрасли, главным образом судов.
Указанные тенденции обострили накопившиеся в отрасли застарелые проблемы, к основным из которых можно отнести:
- несовершенство механизмов распределения квот на вылов (добычу) водных биоресурсов по квотируемым объектам промысла между субъектами рыбохозяйственной деятельности;
- наличие существенного дисбаланса между объемами допустимого улова живых ресурсов по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия;
- дефицит оборотных средств у российских рыбопромышленных предприятий, а также средств для обновления и модернизации основных фондов;
- неэффективная структура российского экспорта рыботоваров: преобладание продукции низкой стадии переработки;
- значительное снижение занятости в рыбной отрасли, особенно в районах Севера и Дальнего Востока Российской Федерации.
Для преодоления негативных тенденций и снятия остроты проблем в отрасли представляется целесообразным решение следующих основных задач.
Совершенствование системы управления морскими живыми ресурсами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Основным элементом системы управления биоресурсами является механизм распределения квот на их вылов (добычу). Комитет разработал предложения по квотной политике на 2002 год.
Главной целью такой политики, с нашей точки зрения, является экономически прозрачное и справедливое распределение ресурсов, установление баланса между добывающими мощностями и ресурсами, исключение браконьерства, стимулирование развития береговой переработки и прибрежного рыболовства, хозяйств аквакультуры и обновление флота.
Проект соответствующего постановления Правительства проходит согласование в установленном порядке. По сути дела, это дополнение к постановлению Правительства 1010 от 27 декабря прошлого года "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации".
Говоря о механизмах распределения биоресурсов между пользователями, нельзя не остановиться на аукционах, которые впервые проводились в этом году, вызвали много споров. При всей неоднозначной оценке аукционов, они позволили не только выполнить бюджетное задание, но и выявили реальные рыночные стоимости высоколиквидных ресурсов в воде, их соотношения, определили группы высококонкурентных и платежеспособных пользователей. Несомненно, аукционные торги текущего года позволили накопить необходимый опыт, но их механизм нуждается в серьезном совершенствовании. Комитет подготовил развернутые предложения, большая часть из которых была обсуждена и одобрена на Коллегии Госкомрыболовства и на межведомственной Комиссии по проведению аукционов.
Комитет также разработал и внес предложения по графику проведения аукционов и их наполнению, по грамотному формированию лотов на 2002 год.
С нашей точки зрения, аукционы в усовершенствованном виде необходимы, однако в перспективе, по мере развития соответствующей рыночной инфраструктуры, следует переходить от продажи рыбы в воде к реализации готовой рыбопродукции на аукционах на берегу. При этом, естественно, понадобится четкая и понятная государственная регламентация процесса распределения ресурсов. Первый шаг в этом направлении уже сделан - Правительством Российской Федерации по инициативе Госкомрыболовства принято постановление от 31 июля 2001 года 566 "Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов, вылавливаемых (добываемых) в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях", которым определен порядок проведения научно-исследовательских работ и контрольного лова.
Развитие морского прибрежного рыболовства в приморских субъектах Российской Федерации с использованием маломерных судов. В прибрежной зоне можно добывать около 1 млн тонн рыбы и нерыбных объектов. Вся продукция прибрежного промысла будет перерабатываться на береговых предприятиях России.
С социальной точки зрения, значение данного направления нашей работы трудно переоценить, особенно учитывая традиционно депрессивное состояние районов, в которых расположено прибрежное рыболовство и рыбопереработка. Соответствующие предложения Комитет внес для рассмотрения в министерства и ведомства.
Нельзя не отметить, что рыбохозяйственный комплекс России - это не только рыба, налоги, доходы, квоты и прочие производственные показатели, это еще и социальная сфера. В рыбохозяйственном комплексе трудятся многие сотни тысяч работников. Расположенные в прибрежных районах организации отрасли часто де-факто являются градообразующими. От них в значительной степени зависит состояние социальной инфраструктуры, даже без учета того, что подчас они являются основными донорами местных бюджетов.
Таким образом, экономическое и финансовое состояние рыбаков напрямую влияет на уровень жизни в не самых благоприятных районах России.
Определение приоритетов отечественного океанического рыболовства в открытых районах Мирового океана, а также в зонах иностранных государств и разработка мер по максимально возможному вовлечению рыбных запасов этих районов в рыбохозяйственный оборот. Сегодня перед нами стоит задача сохранить активное участие Российской Федерации в деятельности международных глобальных и региональных рыболовных организаций с целью оказания содействия отечественным рыбакам и исключения возможности принятия этими организациями решений, ущемляющих наши национальные интересы. В настоящее время Россия участвует в 15 двухсторонних и 16 многосторонних Соглашениях по рыболовству и является членом 16 международных рыбохозяйственных организаций.
Сегодня наш флот работает в основном только в своей экономической зоне. Ранее российский флот работал в 200-мильных зонах 19 иностранных государств, где вылов водных биоресурсов достигал 1700,0 тыс. тонн. Основной вылов приходился на прилегающие районы к странам Африки, юго-восточной части Тихого океана, Японии и Норвегии.
В 2000 году в 200-мильных зонах 12 иностранных государств и конвенционных районах фактический вылов российскими судами составил только 900 тыс. тонн, а в открытой части Мирового океана фактический вылов уменьшился до 200 тыс. тонн.
По нашим расчетам, при определенной и последовательной государственной политике по стимулированию промысла в открытой части Мирового океана и в зонах иностранных государств возможен прирост добычи нашими рыбаками водных биологических ресурсов в два с половиной раза - до двух миллионов семисот тысяч тонн. В том числе:
в 200-мильных зонах иностранных государств - на один миллион двести тысяч тонн;
в открытой части Мирового океана - на полтора миллиона тонн (с учетом заложенных в прогнозе объемов).
С нашей точки зрения, крайне неблагоприятно складывается ситуация с использованием ресурсов Балтийского моря, где всеми странами-участниками ежегодно вылавливается один миллион тонн и лишь только 5 % (56,0 тыс. т) составляет доля России.
В значительной мере утеряны позиции во взаимоотношениях в области рыболовства с Норвегией, которая навязывает нам свои правила игры в северной части Атлантики, и особенно в районе архипелага Шпицберген.
Госкомрыболовством России в октябре текущего года приняты адекватные меры. Впервые за последние 15 лет в Баренцево море направлено рыбоохранное судно "Макеевка", которому поручено осуществление регулирования промысла, проведение проверок соблюдения действующего законодательства и правил рыболовства российскими рыбодобывающими судами, а также иностранными судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Что особенно важно, оно будет работать в районе архипелага Шпицберген, где у Российской Федерации имеются интересы как в области рыболовства, так и в хозяйственном использовании территории архипелага в соответствии с международным договором 1920 года.
Норвежцы многие годы в этом районе прилагают усилия по установлению своей юрисдикции над прилегающими к Шпицбергену 200-мильными водами, самостоятельно закрывают участки для лова рыбы российскими судами, зачастую неправомерно их задерживают.
Поэтому наше присутствие в районе Шпицбергена (как и в других районах Баренцева и Норвежского морей) улучшит организацию работы российского флота, обеспечит соблюдение рыбаками действующих нормативных актов, правил рыболовства и международных договоров, позволит на паритетной с норвежцами основе осуществлять регулирование рыболовства в районах, прилегающих к островам Шпицберген.
На наш взгляд, необходимо вернуться к вопросу взаимоотношений с США в Беринговом море в связи с так называемой линией "Бейкера - Шеварднадзе", из-за которой ежегодно Россия теряет около 200 тысяч тонн рыбы.
Полагаю, что назрела необходимость вступления России во вновь созданные организации по управлению рыболовством в южных частях Тихого и Атлантического океанов.
Актуальным является возобновление проведения Россией научно-исследовательских работ по уточнению запасов водных биоресурсов открытых районов Мирового океана, особенно в наиболее отдаленных районах юго-восточной и юго-западной частей Тихого океана.
Кроме очевидных выгод геополитического характера, океанический промысел позволит разгрузить исключительную зону России, восстановить статус великой рыболовной державы. Экономическое стимулирование океанического промысла мы предлагаем осуществлять путем субсидирования процентной ставки при кредитовании компаний, организующих экспедиционный промысел, под недостаток оборотных средств, а также оказывать им содействие по дипломатическим и внешнеэкономическим каналам. Субсидирование процентной ставки при краткосрочном кредитовании, осуществляемое с оформлением соответствующих обязательств заемщика перед государством, позволит установить более полный контроль за промыслом судов в дальних районах Мирового океана, объемами их лова и доходами компаний.
Соответствующие предложения Комитет подготовил и направил в Минэкономразвития. Мы также вносили предложения при формировании бюджета на 2002 год, которые, к сожалению, не были поддержаны. Мы просим Правительство поддержать нас в этом вопросе.
Разработка механизмов стимулирования модернизации и качественного обновления основных фондов в отрасли, мобилизации финансовых ресурсов. Высокий физический износ и быстрое моральное старение основных фондов рыбной отрасли, в первую очередь промыслового флота, заставляют нас искать новые подходы к привлечению инвестиций для модернизации и обновления флота и береговых перерабатывающих предприятий.
В январе на совещании у председателя Правительства Российской Федерации было дано поручение при подготовке проекта федерального бюджета на 2002 год и последующие годы предусматривать средства на субсидирование части процентной ставки по средне- и долгосрочным кредитам, получаемым российскими рыбопромысловыми компаниями в кредитных организациях для строительства промысловых судов на отечественных предприятиях.
Госкомрыболовством при подготовке предложений к проекту бюджета на 2002 год эти направления были учтены, но, к сожалению, не были поддержаны.
Для исполнения Вашего поручения необходимо предусмотреть в текстовой и табличной частях проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" соответствующую запись и сумму в 1,5 млрд рублей, пока он еще не принял силу закона. Просим Правительство поддержать нашу просьбу.
Мы предложили также еще один механизм стимулирования строительства рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных заводах, путем предоставления по согласованию с Правительством гарантий выделения предприятиям-заказчикам квот на вылов водных биоресурсов на нормативный срок окупаемости проекта.
Стимулирование модернизации основных фондов в отрасли не только придаст импульс развитию отечественного судостроения, но и позволит дать рыбакам альтернативную возможность обновления флота, помимо бербоут-чартера со всеми его негативными последствиями, которые хорошо известны. По мере развертывания механизмов стимулирования необходимо будет ввести административные ограничения на бербоут-чартерные операции с кораблями зарубежной постройки.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" в Госкомрыболовстве России создана отраслевая система мониторинга.
Система спутникового мониторинга базируется в двух региональных центрах, расположенных в городах Петропавловске-Камчатском и Мурманске. Эти центры являются основными составляющими береговой инфраструктуры системы мониторинга рыболовства на акваториях главных рыбопромысловых бассейнов России.
Сегодня система мониторинга позволяет автоматически в режиме реального времени контролировать одновременно координаты более трех с половиной тысяч российских и иностранных рыбопромысловых судов. Это дает возможность выявлять фактические и предполагаемые нарушения и своевременно сообщать о них в органы рыбоохраны. Очень важно, что автоматический оперативный контроль позиции судна существенно повышает и безопасность мореплавания.
Спутниковые данные о перемещении промысловых судов делают невозможным сокрытие информации о районах, где выловлена рыба, о перегрузках рыбопродукции с одного судна на другое, о несанкционированных заходах судов на выгрузку в инпорты, позволяют налоговым службам более эффективно контролировать доходы. Так, по данным налоговых служб Мурманской области, во втором квартале 2001 года произведено налоговых начислений на сумму 530 млн рублей, за тот же период 2000 года - 400 млн рублей.
Интеграция с мировыми информационными порталами позволяет получить объективный анализ состояния биоресурсов в открытых зонах Мирового океана и экономзонах других государств, а также конъюнктуры мирового рынка рыбопродукции.
Чрезвычайно важным направлением развития мирового рыбного рынка является электронная торговля рыбопродукцией в режиме реального времени, с использованием интернет-технологий. Такая система начинает действовать в Японии, Норвегии, Великобритании, Дании, ряде других стран.
Сотрудничество Центра мониторинга Госкомрыболовства с ведущими организаторами и участниками электронных торгов позволит интегрировать Россию и в систему мирового электронного рынка.
Разработчики при создании заложили в систему огромный потенциал, который в ближайшее время поможет решать многие проблемы рационального использования, изучения и сохранения водных биологических ресурсов.
Принятие дополнительных мер, направленных на прекращение незаконного вывоза дальневосточного краба, крабовой продукции и других особо ценных видов биоресурсов в иностранные порты, усиление взаимодействия с ФПС по охране водных биоресурсов Каспия.
Изменить ситуацию в этой сфере может комплексная система охраны водных биоресурсов, контроля за промыслом и за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, а также наделение Госкомрыболовства России функциями специального органа по охране водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа. По этому вопросу нами подготовлен проект постановления Правительства, и он может быть представлен на рассмотрение в любое время. Только совместная работа пограничников и рыбинспекторов может обеспечить эффективную борьбу с браконьерами и криминалом в море.
Серьезную озабоченность вызывает браконьерский промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В связи с массовым браконьерством, по прогнозам ученых, в ближайшие годы возможно полное прекращение промышленного лова осетровых Каспийского и Азовского морей. Этому способствует и нерешение вопроса о подписании соглашения по управлению рыбными запасами Каспийского моря. Хотел бы в этой связи сослаться на совместное заявление Президента России В. В. Путина и Президента Азербайджана Г. А. Алиева от 9 октября 2000 года, в котором признано в приоритетном порядке до подписания Конвенции о правовом статусе Каспия заключить многостороннее Соглашение о сохранении биоресурсов Каспийского моря.
Снижение потребления рыбопродукции на душу населения почти вдвое объясняется не только сокращением вылова и ростом экспорта, но и нежеланием российских судов заходить в наши порты.
Все дело в системе таможенно-тарифного регулирования и обработки судов в портах. Лизинговый и бербоут-чартерный флот избегает российских портов из-за необходимости единовременной уплаты таможенных платежей и налогов за суда (только НДС 20 % от стоимости судна), а отечественный флот после ремонта - за стоимость ремонта.
Серьезной проблемой является также несогласованная работа более десятка служб, контролирующих приходящие в порт суда. Вынужденные длительные простои судов утяжеляют себестоимость продукции. В результате суда идут даже на межпутинный отстой в иностранные порты, не говоря уже о разгрузке. А если к этому добавить необходимость уплаты налогов и пошлин по комплектующим, запасным частям и материалам для ремонта рыбопромыслового флота, то легко понять, почему стареет флот, деградируют отечественные судоремонт и судостроение, простаивают морские рыбные порты и все больше рыбы уходит за границу.
Мы понимаем, что внесение изменений в систему таможенно-тарифного регулирования потребует длительного времени, но они объективно необходимы. Проблема упрощения и ускорения процедуры портового оформления может быть решена оперативно - путем нормативного ограничения времени оформления и контроля судов, заходящих в порт, и количества контролеров, имеющих право подниматься на борт. Целесообразно было бы также объединять проверяющих в комплексные бригады, опыт работы которых в некоторых портах уже имеется.
Есть опыт решения и таможенно-тарифной проблемы. В 1999 году Правительство Российской Федерации в порядке эксперимента разрешило одному судну, работающему на условиях бербоут-чартера, заходить в российский порт без уплаты НДС (20 %) и таможенной пошлины (5 %). В результате за год работы было уплачено за ввезенную, переработанную и реализованную на территории России рыбную продукцию налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 1,2 миллиона долларов США.
Это по одному бербоутному рыбопромысловому судну, а у нас их около 200, работающих в режиме "летучих голландцев". Перемножим эту цифру хотя бы на 1 млн долларов США, и получится ощутимая прибавка к бюджету, превышающая налоговые и таможенные платежи, которые все равно не платятся.
Однако эксперимент не нашел поддержки и был прекращен в 2001 году. Попытки Госкомрыболовства России решить эту проблему через внесение поправок в законы Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и "О таможенном тарифе" также не нашли поддержки.
Мы полагали бы необходимым вернуться к данному вопросу.
Стратегическими задачами, стоящими перед отраслью, также являются: повышение качества и безопасности рыбной продукции, удовлетворение потребностей населения страны в высококачественных рыбных товарах, выход продукции высокой степени переработки на международный рынок и подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Госкомрыболовством России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработаны конкретные меры по повышению эффективности функционирования рыбной отрасли. Часть из них будет реализовываться на межведомственном уровне. Меры по решению вопросов, входящих в компетенцию Правительства Российской Федерации, предложены в проекте протокольного решения.
В заключение хочу отметить, что Госкомрыболовство России надеется на заинтересованную и конструктивную позицию Минэкономразвития, Минфина, МИДа, Мингосимущества, МНС, ГТК, Минприроды, ФПС по нашим перспективным предложениям.
Со своей стороны мы гарантируем Правительству Российской Федерации выполнение его поручений по обновлению рыболовной политики нашего государства, выполнению обязательств по перечислению плановых средств в российский бюджет" [6].
Как раз в те дни, когда правительство в очередной, бессчетный раз рассматривало проблемы рыболовства в стране, в одном конкретно взятом рыбном предприятии Океанрыбфлот переживали очередную тревогу по поводу дальнейшей судьбы предприятия из-за выдавливания большого флота из внутренних вод. Газета "Рыбак Камчатки" тогда писала:
"24 октября 2001 г. в Океанрыбфлоте собрался совет капитанов. На этот раз не для разбора ЧП и наказания виновных. Речь шла о судьбе флота, или, что одно и то же, о судьбе предприятия. Дело не в банкротстве: Океанрыбфлот достойно пережил реформы, сохранил флот и коллектив, а самое главное - единую целостность, не раздробился на частные фирмы. У базы заслуженный авторитет. Так почему же собрались капитаны?
- Мы собрались потому, что в прессе усиленно муссируются слухи о выводе нашего флота за пределы 200-мильной экономической зоны, - такими словами директор по флоту В. Ф. Будённый открыл собрание. - Перспектива у нас такова: этот год, видимо, еще отработаем, а вот следующий… Потому я и хотел бы обсудить, услышать ваше мнение. То, что рыбные запасы Охотского моря подорваны и с каждым годом скудеют, не видит разве что слепой. Еще пять лет назад лимит минтая в Охотском море превышал 1 млн тонн. В ОДУ5 на будущий год по Охотскому морю определено всего 400 тыс. тонн с хвостиком.
Да, рыбы становится все меньше. Но только ли большой флот виноват в этом? Разве стеркодеры, у которых коэффициент выхода икры доходит до 12 процентов (иначе говоря, от минтая остается голова да хвост, все остальное - икра), не перелавливают морские ресурсы? Ведь это ясно каждому рыбаку.
Евгений Николаевич Кабанов - в прошлом капитан Океанрыбфлота, вел промысел в Тихом и Индийском океанах, был председателем совета капитанов Охотоморской и Беринговоморской экспедиций. Ему так же, как и другим капитанам, небезразлично будущее родного предприятия. Будучи прежде государственным чиновником (начальником департамента по рыболовству), он подходит к проблеме концептуально:
- Желание освободиться от крупнотоннажного флота должно быть обеспечено прежде всего межправительственными соглашениями. Если вы решили работать, к примеру, с Перу, значит, с Перу должно быть заключено соглашение. Чтобы наша страна обеспечила гарантии безопасности. А не просто так: компании договорились, а в итоге смертные случаи, и аресты, и беспредел. И если уж выводить крупнотоннажников, то в первую очередь надо выводить иностранный флот. Установить для иностранцев принцип работы: перегрузы, топливо, бункеровка - все через наш порт, порт себе на этом зарабатывает, создает рабочие места. Пусть инспекции проверяют иностранцев на предмет: сколько выловлено, сколько наморожено. И тогда они сами уберутся отсюда…
Камчатка катастрофически теряет ресурсы. Приморская Преображенская база тралового флота обосновалась в Озерновском, она приведет флот на краба, на минтай, на треску. На аукционы снято 119 тыс. тонн всех видов ресурсов, а вернулось в область в результате покупки нашими предприятиями на аукционах всего 60 тыс. тонн.
Какая же все-таки перспектива у Океанрыбфлота?
- Сразу нас, конечно, не оставят без работы, - рассуждает В. Ф. Будённый. - Есть возможность уйти в другие районы. Но какие перспективы в том же Перу?
Говорят, что новое течение увело рыбу в сторону и в тех районах, где раньше ловили, флота нет. Рыба есть в достаточном количестве в прибрежной зоне. А это значит, что надо будет создавать совместные предприятия с иностранным капиталом. Судно становится под флаг Панамы или, допустим, Перу. Владение компанией предусматривает формирование экипажа на 25 процентов гражданами другой страны. Значит, придется значительную часть коллектива оставлять дома, на берегу. Компания полностью обеспечивает жизнедеятельность корабля в своих терводах. Продукцию она забирает себе, сама продает, налог тоже остается у нее. Океанрыбфлот только экипажи станет отправлять самолетами туда-обратно. Кроме зарплаты экипажам, ни область, ни само предприятие ничего не получат.
И самое печальное - Океанрыбфлот потеряет свои БАТМы. Как правило, им всем перевалило за 20 лет. Выводя их за границу, предприятие открывает их для международных санкций, т. к. эксплуатация старого флота преследуется международными правилами.
Галий Камилович Габдулин, капитан-директор БАТМ "XX съезд ВЛКСМ":
- Прошлый год показал - не знаю, почему никто не анализирует, - что если бы не большой флот, то наши камчатские квоты остались бы невыбранными. Средний флот три месяца не ловил из-за тяжелой ледовой обстановки. А в этом году вообще… Наверное, правильно говорят, что природа сама себя бережет. Потому и прикрылась льдом, чтоб не браконьерничали. Если бы государство беспокоилось о нас, оно бы в первую очередь вывело иностранный флот, заботясь о своем.
(Реплика из зала: "Оно уже начало выводить… под магаданский флаг. Порт приписки - там. Нет уже польского флота - он под магаданским флагом".)
Олег Анатольевич Буслаев, капитан-директор БАТМ "Матвей Кузьмин":
- У нас в стране всегда так: если есть какая-то статистика, то нет анализа. И сейчас то же: есть силовое решение - убрать флот, и нет анализа. Сейчас решается вопрос: где ловить рыбу? Наука дала рекомендации на этот год - не более 60 судов - на Берингово море. А собралось свыше 100 единиц крупнотоннажного флота. Из них больше половины - иностранцы. Мало того, что они мешают нам работать, так они еще сбивают нам цены. Все знают, что делается в этом Беринговом море. Давно не секрет, что спокойно подбирают аппаратуру на ГМССБ6. Во Владивостоке, например, покупают кассету, ставят параллельную. Есть сведения, что и донными тралами работают. Под прикрытием научных квот им разрешают донными тралами минтай ловить.
Анатолий Афанасьевич Шапошник, капитан-директор БАТМ "XXVII съезд КПСС":
- Чистяков говорит, что мы подорвали запасы минтая. Что он имеет в виду под словом "подорвали"? Пусть проанализирует, сколько наши БАТМы выловили, сколько иностранцы - в тоннах. Если он говорит "подорвали" в прямом смысле слова, то, по-видимому, многого не знает. В прошлом году один из капитанов приморского парохода специально пристроился к иностранному траулеру, два часа ходил за ним после подъема кутка и наблюдал, как через каждые полчаса во-о-от такая струя рыбы уходит за борт. Ни для кого не секрет, что на китайских судах нет очистительных установок. И катают воду за борт напрямую… Вот кто губит минтай.
Когда сюда приезжал представитель Госкомрыболовства, мы ему задали вопрос: "Когда уберете отсюда иностранцев?" Ответ был прямой: "А что с вас толку? Они нам деньги платят".
Иван Михайлович Маркович, капитан-директор БАТМ "Соколово":
- Что такое крупнотоннажный флот? Надо не только по водоизмещению смотреть, но и по мощности рыбообработки. Вопрос надо ставить не о том, чтобы иностранный флот выгнать, а о том, чтобы нам дать возможность работать… Мы же не ловим там, где "малыши" ловят. Мы друг другу не мешаем. Страшно было на них смотреть, честно. Мы идем караваном, еле пробиваемся, а они вот так на борту лежат, во льдах. Ну, идут они за каким-то пароходом, сдают на него. Тот сам еле пробивается, доведет его до полыньи, там и бросит. А сколько у них было аварийных случаев, если честно… Опять же плохо, что в том же Охотском море традиционно командуют приморцы. Начальник экспедиции - приморец. Естественно, что в первую очередь на промысле отстаиваются интересы приморцев.
Вывести иностранный флот из российских морей не так просто. Он работает на законных основаниях, по межправительственным соглашениям. Заграница тоже запускает к себе наши траулеры - те же корейцы, японцы. Но обмен-то неполноценный. В нашей зоне японцы получают минтай, а мы у них - несуществующую скумбрию.
- Может, надо говорить не "убрать", а "сократить" иностранный флот? - предложил кто-то.
Вокруг дружно возмутились: если российский флот надо убирать, тогда иностранцев тоже надо убирать. Почему российский надо убирать, а не сокращать?
Из собранных в бюджет области в этом году в совокупности 1 млрд 300 млн рублей Океанрыбфлот заплатил 500 млн руб. Но налоги - это еще не все. Океанрыбфлот держит здесь флот, имеет собственную ремонтную базу "Целиноград", обеспечивает работой рыбный порт, судоремонтные заводы, проводит проверку аварийно-спасательных средств, противопожарного оборудования. Он даже местным торговцам обеспечивает занятость, закупая у них продукты питания и овощи на рейсы. Торговую марку Океанрыбфлота хорошо знают торговые фирмы - поставщики судового снабжения и оборудования.
Конечно, можно зажать предприятие в такие тиски, что оно уйдет в Перу, Чили, Гвинею-Бисау… Предложений куча, но Океанрыбфлот пока воздерживается. Надеется, что у руководителей рыбной отрасли здравый смысл возобладает" [7].
Что касается Африки, то в Мавритании начальник Камчатского областного департамента по рыболовству, вице-губернатор Камчатки А. Б. Чистяков подписал от имени администрации Камчатской области протокол намерений относительно сотрудничества в области рыболовства с этой африканской страной.
"С этой поры выход наших крупнотоннажных судов на океанический промысел рыбы и морепродуктов превратился из фантастики в реальность, - написала газета "Камчатское время". А дальше газета стала ёрничать: - А сколько было сломано копий вокруг этого вопроса! Сколько камчатских рыбных генералов измочалили себе язык, доказывая, что это невозможно! Чего стоили одни аргументы печально известного "Акроса"! Однако все дебаты остались позади, и на имя губернатора Камчатской области стали писать письма. Ниже мы приводим одно из них.
"Губернатору Камчатской обл. Машковцеву М. Б.
Учитывая сложившуюся крайне тяжелую обстановку по выделению промышленных квот, невозможность приобретения сырьевых ресурсов на проводимых аукционах и как следствие этого - отсутствие достаточных объемов квот вылова рыбы для промыслового флота, ОАО ``Океанрыбфлот`` планирует организовать экспедиционный промысел рыбы в иностранных экономических зонах. Так, нами намечено выставить до 5 судов типа БАТМ для ведения добычи рыбы в зоне Африки. Для подготовки судов к промыслу (установка дополнительного технологического оборудования, обновление промыслового вооружения и т. д.), а также осуществления перехода в район Африки потребуются значительные материальные затраты, что вызывает определенные трудности для нашего предприятия. В связи с изложенным, а также в целях реализации программы выхода Российского промыслового флота в районы Мирового океана для ведения промысла рыбы ОАО ``Океанрыбфлот`` просит Вас решить вопрос целенаправленного предоставления финансовой поддержки в мае-июне т. г. либо выделить на бесплатной основе промышленные квоты биоресурсов в традиционных районах промысла. Надеемся на понимание важности данного вопроса и его положительное решение.
С уважением, Топчий В. В.
Генеральный директор ОАО ``Океанрыбфлот``"" [8].
Увы, к этим предложениям руководителя Океанрыбфлота не прислушались, а газеты еще и посмеялись. Выход судов Океанрыбфлота к Африке не состоялся. Не состоялся и выход к Перу. Да и мог ли он тогда состояться…
30 января 2002 года, кстати, Валерий Викторович Топчий отметил свои 60 лет. Он засобирался на заслуженный отдых.
Из журнала "Профиль":
"Когда в конце минувшего января Топчию исполнилось 60 лет, к нему на прием выстроилась многодневная очередь из поздравляющих. Но чести лично засвидетельствовать свое почтение удостоились далеко не все. В 35 лет он стал гендиректором Океанрыбфлота - самого крупного тогда в СССР рыбодобывающего предприятия. В ельцинские реформы предприятие входило тяжело. Сначала приказал долго жить Внешэкономбанк, где у компании пропали все оборотные средства - около $7 млн, очень большие тогда деньги. Компанию спас бартер: в обмен на поставки рыбы производили ремонт судов, ею же расплачивались за топливо и все остальное, вплоть до жестяных консервных банок. Топчий сориентировался в рынке довольно быстро. Он сменил старую команду на тех, кто, по его разумению, мог адаптироваться к новым условиям. Всю продукцию стали поставлять туда, где за нее платили "живыми" деньгами, то есть на экспорт. В результате денег значительно прибавилось. По крайней мере, стали регулярно выплачивать зарплату сотрудникам. Сегодня Океанрыбфлот насчитывает 30 судов, оборот компании в прошлом году составил 2,1 млрд рублей ($70 млн), а прибыль - около 400 млн рублей ($13,34 млн).
Гендиректор в компании, что называется, лицо уважаемое. Он хотя и жесткий человек, взрывного темперамента, но незлопамятен. Сначала обматерит, а потом о конфликте забудет. Чтобы быть уволенным, сотруднику надо в течение очень долгого времени методично допекать шефа.
По силе влияния на экономику и политику области Валерий Топчий давно перерос даже губернаторский уровень. Он в любой момент может попасть в кабинет нынешнего главы обладминистрации коммуниста Михаила Машковцева (несмотря на то, что во время выборов отказал ему в поддержке). Причина влиятельности Топчия проста: его компания - один из крупнейших налогоплательщиков региона. Даже по итогам неблагополучного для рыбной отрасли 2001 года, когда рыбы было выловлено на 12 процентов меньше, чем в 2000-м, Океанрыбфлот заплатит 650 млн рублей налогов, то есть треть от всего бюджета Камчатки (который с учетом трансфертов составляет около 1,8 млрд рублей).
Практически вся жизнь хозяина Океанрыбфлота проходит на рабочем месте. Жена Валентина не возражает против такого графика, а чтобы почаще видеться с мужем, устроилась к нему на работу в управление компании. Во все многочисленные командировки Топчие ездят вместе. Дочь Юля, закончившая в Сиэтле университет, живет в США и не торопится, в соответствии с американскими традициями, ранее 30 лет обрадовать родителей внуками. С ней на Гавайях они традиционно встречают Новый год" [9].
Так мы подошли к тому времени, когда Океанрыбфлот закончил очередной этап своей жизни. Валерий Викторович Топчий решил, что с него хватит, пора уходить, пора распрощаться и с Океанрыбфлотом, которому, по сути, отдал почти сорок лет, и с Камчаткой, на которой прожил столько же.
1 Туб - тысяч условных банок
2 Удивляться миллиардам не следует, такие тогда были деньги.
3 По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно.
4 Имеется в виду тогдашний председатель Правительства Российской Федерации М. М. Касьянов.
5 ОДУ - обще-допустимый улов
6 ГМССБ - Глобальные морские системы связи при бедствии
|