Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 9. Океанрыбфлот сегодня


Любить свое предприятие и гордиться им!

Нет ничего более интересного, чем знакомство с новыми людьми, с новым делом. В жизнь Океанрыбфлота я входил постепенно, но в основном - через беседы с генеральным директором предприятия Борисом Аркадьевичем Сорокиным. Он рассказывал, я слушал, задавал вопросы. И все шире передо мной распахивалось доселе незнаемое, все интереснее становилось слушать, узнавать. У большого корабля - всегда большое плавание. А тут еще и целых сорок лет за форштевнем этого корабля, имя которого и звучит красиво и гордо - Океанрыбфлот.
Приятно было разговаривать с умным и рассудительным Борисом Аркадьевичем Сорокиным. Действительно, не случайно именно ему было в свое время предложено возглавить обновляемый Океанрыбфлот. Обновляемый, то есть именно на него возлагалась задача обновить предприятие, осовременить, не просто вывести в рентабельные, а сделать передовым. И он справился с задачей, собрав вокруг себя таких же неравнодушных к делу людей, бывших капитанов, своих соратников. Сейчас они занимают ключевые посты в компании, и это позволяет ОАО "Океанрыбфлот" не только не терять набранную высоту, но и постепенно наращивать ее.
Меня многое в Сорокине удивляет. Сегодня в России на предприятия пришли руководители нового поколения, они совсем другие, в отличие от тех, кто возглавлял производство в советские годы. Б. А. Сорокина нельзя отнести к молодым, новым, но он оказался как раз к месту, удивительным образом вписался в современную управленческую схему, методы, стал одним из лучших менеджеров Камчатки. Смотришь на него и удивляешься, говоря себе: вот дано же человеку в его отнюдь не молодые годы стать настоящим современным руководителем крупного предприятия! Руководителем нового типа. Ведь многие молодые не справляются, а он и сам растет, и предприятие поднимает.
- Я, наверное, всегда был не такой, как все, - отвечает на мой вопрос Борис Аркадьевич. - У меня с молодости было свое видение жизни, так же как и воспитание. Когда я впервые ушел в море штурманом, я уже знал, что обязательно стану капитаном. Другое дело, каким капитаном. Я видел разных капитанов, и во мне родился свой образ, собирательный. Я взял по лучшей крупице от каждого, собрал, соединил и теперь хочу передать этот образ нашим нынешним капитанам. Главное в этом образе - не стоять на месте, а созидать, творить, опережать ситуацию. Быть современным и даже лучше! Это стало и моим жизненным принципом. И это, видимо, помогает мне сегодня в должности руководителя.
Кто эти капитаны, с которых я собирал для себя обобщенный капитанский образ? Это люди очень разные. Например, грубоватый Георгий Николаевич Авшаров и человечный Георгий Афанасьевич Московский. У Авшарова было пренебрежительное отношение к штурманам. Он требовал, чтобы каждый штурман назубок знал всю обстановку на театре: где, какое судно, чем занимается, результаты промысла и т. д. Бывало, на любого штурмана ткнет пальцем: "Расскажи!" Если тот замнется, сразу пренебрежительное: "А, не знаешь…"
И я внедрил это для себя, но с другим подходом, без пренебрежения. У меня на судне организация мостика начиналась с того, что я собирал штурманов, так же и экипаж, и на грани маленькой авантюры внушал людям, что они самые лучшие, самые прекрасные, самые грамотные, что лучше их на флоте нет профессионалов.
"Но вы работали в разных условиях, - говорил я, - а сейчас поймете принципы моего подхода к вам. Правда, я никого не принуждаю, никого не заставляю следовать моим принципам, но сам их не поменяю. Поэтому вы либо принимаете мои условия, либо мы расстаемся. Но если вы приняли их, то выполняйте".
И так со временем вокруг меня создавался костяк людей, специалистов. Некоторые работали со мной по десять и по пятнадцать лет. Имея костяк, с остальными мне стало легче обходиться.
Я уже говорил остальным: "Если вы придете в экипаж со своими подходами, то этот сложившийся организм вас отвергнет. А если вы вообще с плохим багажом пришли - вы пьете, вы лентяй, - тогда вы и вовсе инородное тело, вы не адаптируетесь у нас. Поэтому лучше уйти. Или измениться".
В первую очередь это относилось к штурманскому составу, который я ставлю выше остальных, - это голова экипажа. Поймал рыбу - иди по судну с гордо поднятой головой, а не поймал - сменись с вахты и спрячься от позора.
- Даже так! - удивлялся я, слушая собеседника. - Да, нелегко быть штурманом на рыболовном судне с принципиальным капитаном…
- Конечно, к штурману всегда особое отношение, - соглашался Борис Аркадьевич Сорокин. - Штурман должен быть специалистом высочайшего класса. Если я поднимался на мостик и видел, что на промысловой палубе пусто, значит, надо полагать, и у других судов пусто. Но если хоть у кого-то улов есть, тогда непонятно, почему же у нас-то его нет. Почему мы не там, где люди ловят? Объясните мне, уважаемый штурман!
Штурман не может быть равнодушным. Он должен испытывать охотничий азарт, гореть рыбалкой, делом. Вся наша морская работа находится на грани фола, но при одном условии: ни в коем случае азарт не должен увлечь дальше, на уровень опасности, когда начинают устраивать гонки, опасные сближения и т. д.
- Борис Аркадьевич, конечно, капитан на судне - полновластный хозяин. Но не всякий капитан, думается, берет на себя всю ответственность без оглядки на берег. А это, наверное, мешает работе?
- Знаете, без ложной скромности скажу, что я не боялся брать на себя ответственность. Я просто не мог, не умел иначе. Когда я включался на судно, принимал его, то уже отрешался от всего. Судно становилось моим государством, и я на нем - хозяином. Я всегда подтверждал команду с берега: "Да, я выполнил ваши указания, я все сделал". Но при этом делал по-своему, на свой страх и риск, зная, что победителя не судят. С берега обычно так говорили: "Вам сказано выполнять, вот и выполняйте" А зачем выполнять, если это, к примеру, глупость? "Есть!" - говорил я и делал, как надо. А потом докладывал: "Благодаря вашему чуткому руководству, мы победили!"
За мной был экипаж, я отвечал за него. И я никогда не думал, страшно мне идти к начальнику управления или нет, наорет он на меня, пошлет подальше или помилует. Я делаю дело! И если начальник меня посылал, я выходил, переводил дыхание, успокаивался и заходил опять. И так - пока не взял свое. В те времена, когда не было денег, мой экипаж деньги получал. В те времена, когда зарплаты были низкими, мы зарабатывали. Ведь рыбу поймать - это еще не все, надо было и на берегу побегать, подсчитать все правильно, подтвердить промысловое время. Бывало, что кто-то лучше нас по показателям сработал, а отчитаться правильно не сумел, поэтому получал меньше нашего. Ведь еще и головой думать надо!
После бесед с Борисом Аркадьевичем Сорокиным я невольно начинал смотреть на дела и заботы Океанрыбфлота его глазами. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. И мне постоянно хотелось увидеть работу рыбаков, состояние дел лично. На берегу этого не увидишь, поэтому надо было идти в море, на промысел. Такой случай представился, но о нем - позже, а пока - берег, беседы с Б. А. Сорокиным и посещение вернувшихся с моря супертраулеров.
Вставать на ноги всегда непросто, но Океанрыбфлоту удалось подняться за относительно короткий срок. Б. А. Сорокин называет это "революцией". Из предприятия, которое чуть не закончило свое существование в роли банкрота, могло быть просто распродано по частям, уничтожено, Океанрыбфлот превратился в компанию международного уровня.
"Все приводится в должный порядок", - говорит генеральный директор.
Под словом "все" он имеет в виду не только флот, недвижимость на берегу, кадры, дисциплину и производственные показатели, но и моральный климат в коллективе, корпоративный патриотизм и современное отношение к своему труду.
"Все несут в общее лукошко, - образно говорит Борис Аркадьевич Сорокин. - А уж есть те, кто выберет из него самое полезное, самое нужное для общего блага".
Объем работы, выполненный в последние годы по выведению предприятия из кризиса, а затем и по наращиванию производственного потенциала, впечатляет.
"Оглянувшись назад, просто приятно пугаешься того, что мы смогли сделать, - говорит Б. А. Сорокин. - На первый взгляд, это физически невыполнимо. Но мы выполнили. И сделали это наши люди, правильная организация труда, правильное управление предприятием, внимание к культуре производства, к быту. Все составляющие этой огромной работы даже перечислить непросто. И одним из главных была вера людей в правильность экономической политики, выбранной руководством компании. И я как генеральный директор благодарен владельцам компании за то, что понимаем ими, что могу работать с полной инициативой, развязанными руками".
Известно, что Бориса Аркадьевича Сорокина и большинство его заместителей воспитало море, автономность, где надеяться можно только на свой корабль, экипаж и самого себя.
"Именно в этом - искусство великого, - уверен Б. А. Сорокин. - Мы все решаем сами, причем на всех уровнях: предприятия, города, области, страны. Мы ни на кого не надеемся, живем, как можем, как не можем - не живем, как говорит Жванецкий. И живем мы не благодаря кому-то и чему-то, а вопреки тому, что сегодня творится вокруг. Мы живем по принципу: наша производственная структура - это наше государство. Многие из нас, в том числе лично я, привыкли жить именно так. Так мы жили в море, так теперь живем на берегу".
Впрочем, он повторяется, и я - вслед за ним. Он любит повторяться, и делает это, как я вскоре понял, намеренно, как учитель, который раз за разом дает ученикам урок, вдалбливает в их головы мысли, знания, нужные места. И до людей его слова доходят. Из уст многих капитанов я слышал сорокинские фразы. Он и сам знает об этом и посмеивается в короткие усы: "Ничего не должно проходить даром. Нас тоже так учили…"
27 апреля 2007 года в Москве состоялся саммит "Лучшие предприятия СНГ", на котором камчатское акционерное общество "Океанрыбфлот" было награждено премией "Лучшая компания СНГ" и знаком почета "Звезда содружества". Для участия в саммите в столицу вылетел генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" Борис Аркадьевич Сорокин.
Впрочем, наград, грамот, дипломов у Океанрыбфлота так много, что они скоро перестанут помещаться на стенах великолепного, современного управленческого здания на улице Ленинградской в Петропавловске-Камчатском. Даже в таком огромном здании для них просто не хватает места. Перечислю лишь некоторые. В июне 2006 года Океанрыбфлот награжден международным форумом "Мировой опыт и экономика России" орденом "Звезда Отечества". В том же месяце предприятием получен приз "За качество". В октябре 2006 года Международное агентство деловой информации наградило Океанрыбфлот медалью "Интеррейтинг-2006", а в ноябре от Международной академии управления получен почетный диплом "Лидер года. Россия-2006". Всероссийская ассоциация бизнеса наградила коллектив дипломом "Лидер отрасли-2006", а в декабре 2006 года на международной выставке "Знак качества. XXI век" Океанрыбфлот получил платиновый знак за такую продукцию, как консервы "Печень минтая дальневосточная", "Печень минтая натуральная", икра лососевая зернистая баночная, кальмар морской глазированный, филе минтая мороженое без кожи. Позже за филе минтая с костью, филе минтая интерливд и консервы "Печень минтая натуральная" предприятие получило золотые медали Американско-Российской торгово-промышленной палаты. И так далее, так далее - всего просто не перечислить.
Награждались и руководители Океанрыбфлота за свой трудолюбивый творческий коллектив и прекрасную продукцию. Во-первых, все они занесены в энциклопедию "Лучшие люди России" за 2005 год, четверо совладельцев предприятия - В. А. Пономарёв, В. Н. Полукаров, Де Ен Тяк и И. П. Евтушок награждены Большими Золотыми медалями ордена "Меценат" и медалями "Честь и польза", а генеральный директор Б. А. Сорокин кроме этих наград получил звание "Региональный лидер" и стал почетным академиком Международной академии управления.
Это перечисление - действительно лишь малая часть того, что имеет сегодня Океанрыбфлот из своих наград.
Но теперь вернемся к собственно зданию управления Океанрыбфлота, его необычности и красоте. Оно возвышается над Култучным озером и в ясную погоду отражается в нем, словно архитектурная жемчужина города Петропавловска-Камчатского, который все годы своего существования строился без изысков и творческой фантазии, поэтому зданий, подобных Океанрыбфлоту, в нем крайне мало, если не сказать, что нет совсем. Уже одно это вызывает интерес к компании и уважение.
"Необычной архитектурой, красивым оформлением здания нам хотелось как бы обратиться к людям, сказать им: давайте порадуемся все вместе, что есть такая красота на Камчатке, в столице Камчатского края, - с гордостью говорит генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" Борис Аркадьевич Сорокин. - В обычные дни оно сияет одним цветом, а в праздничные дни за счет освещения - другим. Мы фантазируем, радуемся сами и радуем жителей Петропавловска. Невозможно не обратить внимание на наше офисное здание. Я очень долго могу о нем говорить, а от него идти дальше, мысленно двигаться к флоту, к нашим объектам на берегу - складам, автохозяйству, цеху орудий лова и т. д. Все приводится в должный порядок. За этим зданием - уже много. И постоянно ведется поиск: что еще? Такие мы неспокойные. Понятий "хорошо, хватит" у нас нет, мы не останавливаемся на достигнутом, идем дальше…"
В офисном здании ОАО "Океанрыбфлот" размещены все управленческие службы компании. В цокольном этаже расположен отдел кадров. Это удобно для людей, которые приходят в Океанрыбфлот устраиваться на работу, получить информацию о компании, об экипажах - им не надо блуждать по огромному зданию управления, разыскивая нужные кабинеты, здесь все компактно, все в одном месте.
"Когда я пришел на эту должность, в отделе кадров работало 15 человек при общей численности в Океанрыбфлоте до 2,5 тысячи, - рассказывает начальник отдела кадров Владислав Петрович Матвеев. - Сейчас нас в отделе 7 человек, число работающих в компании - немногим более 2 тысяч. Тогда у нас принималось и увольнялось примерно 500 человек ежегодно - такова была текучесть кадров, сейчас она сократилась до 300 человек. Это показатель того, что Океанрыбфлот начал работать гораздо стабильней, просто так люди уже не увольняются, к тому же мы больше стали брать студентов-практикантов, а они, как известно, приходят и уходят. Кстати, летом 2007 года у нас проходили практику 11 ребят, будущих тралмастеров из Дальрыбвтуза. Были практиканты из Камчатского политехникума".
Слушая Владислава Петровича, я вспоминал прошедшее лето, супертраулеры "Георгий Московский" и "Байковск", на которых довелось побывать на промысле в Северо-Курильской кальмаровой экспедиции и встретить некоторых из тех практикантов, о которых говорит начальник отдела кадров.
С берега не видно, как работают в море рыбаки. Но когда попадаешь на борт рыболовного траулера, который находится на промысле, то бросается в глаза большое количество пожилых рыбаков. И тогда начинаешь понимать, что наша промышленность действительно больна острой нехваткой молодых кадров, а учебные заведения не нацеливают студентов на работу по своей специальности, хотя виноваты не столько они, сколько общая система подготовки кадров в стране. Кадры готовят ради денег для образовательной системы, но не ради государственных интересов. Увы.
Траловая вахта на БМРТ "Георгий Московский" поразила присутствием в ней седобородого матроса Алексея Георгиевича Равнягина. Бок о бок с ним работали старший тралмастер Петр Давидович Томчук, который младше 60-летнего Равнягина, но уже справил свои 50. В другой вахте - матрос Валерий Елизарович Шестопалов, которому скоро 60. Здесь же помощник капитана по добыче 55-летний Фарит Фуатович Гатин. Старики молодежи не уступают, наравне с ними таскают по палубе тяжеленные стропы и ваера, трясут дель, выполняют прочую работу с тралами. И ведь не уходят с добычи вниз, в тепло, в трюмы и каюты, а стойко из года в год продолжают работать на палубе.
- Конечно, не романтика держит меня на палубе, а заработок, - признавался Алексей Георгиевич Равнягин, вытирая пот с лица и поглаживая седую бороду. - Там, где потеплее и полегче, таких заработков нет. А лучшие заработки - у нас в Океанрыбфлоте. Пусть небольшие по сравнению с зарубежными фирмами, но стабильные. А если зарабатываешь, то и работаешь с желанием, работа нравится.
- Но ведь вам скоро 60 лет. Многие в эти годы уже не работают, а если продолжают трудиться, то там, где легче. А вы - у трала, на палубе.
- Да у нас в роду все долгожители! Шестьдесят лет - это у нас расцвет. Моей маме 88 лет, она только недавно закончила вязать. Дед до 98 лет работал. Отец в 78 лет только оставил свою работу на тракторе. Я единственный моряк в своем роду, но любая профессия - достойная. Да что я! Вон Иван Федорович Андреюк на "Матвее Кузьмине"! Вот это легенда! Сорок шесть лет в морях, и в основном - на палубе тралмастером. До сих пор бодрячком, здоровый парень!
- Меня переломить - надо постараться, - смеется и матрос добычи 60-летний Валерий Елизарович Шестопалов. - Работу свою выполняю, возраста пока не чувствую, врачи в море выпускают.
Возле Елизарыча, как все матросы называют Шестопалова, постоянно находится рядом студент-практикант из Камчатского политехникума Дима Постников. Парню только 19 лет, и он начинает осваивать свою будущую специальность тралмастера. Но старики его хвалят: старается парень, всем интересуется, трудолюбивый.
- Мы сразу его приметили и взяли над ним особое шефство, - говорит Валерий Елизарович. - Учим нашим премудростям, каких немало. Одну дель починить - чего стоит. А ведь чинить надо быстро и качественно, рыбалка не ждет, тралы всегда должны быть в готовности. Дима быстро хватает науку.
Капитан-директор БАТМ "Георгий Московской" Иван Васильевич Бойчук не всякого матроса лично поздравит с днем рождения, тем более практиканта, мальчишку. Но для Димы Постникова к его 19-летию испекли большой торт, а вручил его имениннику сам капитан, пригласив к себе в кабинет.
- Вы, молодежь, работайте, - напутствовал он студента, - а мы, старшее поколение, постараемся вас не подвести, тоже ковылять позади, на подхвате быть.
Дима, конечно, юмор понял, засмеялся, пообещал не подводить экипаж и не плестись в хвосте. Внимание начальства его смущало, и капитан поспешил отпустить парня в каюту, где его дожидались с тортом друзья и старшие наставники.
Всем студентам, работавшим на судах Океанрыбфлота, практика понравилась. Многие из ребят пришлись по душе членам экипажа. Возможно, это перерастет во взаимное притяжение, и парни, став специалистами, придут работать в Океанрыбфлот, где нужна именно молодежь, где молодым доверяют.
Впрочем, компания готова более тесно сотрудничать, например, с Камчатским государственным техническим университетом, в котором готовят специалистов флота, в том числе судоводителей и механиков. Генеральный директор Океанрыбфлота Б. А. Сорокин так и говорит, что возможно подписание трехстороннего договора на подготовку нужного специалиста для компании. Такой договор должны подписывать он как руководитель компании, ректор КГТУ и сам студент. При этом Океанрыбфлот будет платить студенту оговоренную договором стипендию, предоставлять рабочее место на время практик. Университет обязуется качественно вести обучение, а студент - после окончания вуза отработать в Океанрыбфлоте обязательные три года.
"Если после этого он у нас не остался, значит, мы сами виноваты, не заинтересовали человека, - добавляет Борис Аркадьевич Сорокин. - Себя и будем винить".
"Как один из методов привлечения кадров - страхование от несчастных случаев, - говорит начальник отдела кадров В. П. Матвеев. - На любом производстве случаи такие неизбежны, и человек должен быть уверен, что его не оставят один на один с бедой. Далее - предоставление жилья. Мы планируем купить для начала 10 квартир на вторичном рынке и предоставить их молодым, перспективным, зарекомендовавшим себя, лояльным к компании специалистам".
На том же БАТМ "Георгий Московский" довелось встретить и одного из таких специальных очередников на льготную квартиру от компании. Это был молодой штурман. Не стану называть его имени, чтобы не сглазить ожидание человека, скажу только, что это дает ему большой стимул для работы, для дальнейшего повышения уровня своей квалификации. Он уже планирует, как обрадует молодую жену с ребенком, какую купят в квартиру мебель, как они справят новоселье, кого пригласят в гости и т. д. Это дорогого стоит.
Проблема с профессиональным продвижением кадров по служебной лестнице сейчас существует во всей России. Люди боятся уходить на пенсию, так как на государственное пенсионное обеспечение прожить невозможно. Задерживаясь на своих должностях, они задерживают продвижение тех, кто стоит за ними. И чем выше, тем сложнее. Как быть в такой ситуации на конкретном предприятии?
"Мы сейчас обдумываем один перспективный вариант, - говорит В. П. Матвеев. - Он заключается в так называемом корпоративном пенсионном обеспечении. На каждого работающего предприятие переводит в негосударственный пенсионный фонд от 2 до 12 процентов от суммы его заработка. Почему такая большая вилка? Если человек пожелает, чтобы из его зарплаты также переводили несколько процентов, тогда и предприятие увеличивает свою долю в отчисления на его негосударственный пенсионный фонд. Чем больше высчитывают с заработка человека, тем больше увеличивает свою долю и предприятие. Если ты уволился раньше, чем пошел на пенсию, можешь забрать сумму, которую брали с твоей зарплаты, а сумма, перечисленная предприятием, остается у него. Но когда выходишь на пенсию, у тебя уже скопилась приличная сумма, на нее уже можно жить, не работая".
Одним словом, в Океанрыбфлоте продумывается все до мелочей, лишь бы человек был заинтересован в работе, а затем и в своевременном выходе на пенсию.
Проводы на пенсию заслуженных членов коллектива, которые честно исполняли свой профессиональный долг, в Океанрыбфлоте проходят торжественно. Мне довелось стать свидетелем такого торжества, когда провожали группового механика Леонида Трофимовича Шатохина, работавшего на предприятии со дня его образования в 1968 году.
Леонид Трофимович - один из тех тружеников моря, на которых держится флот и вообще рыбная промышленность. В 1968 году он начал работать мотористом на БМРТ "Александр Максутов" и до последнего рабочего дня не изменил своему предприятию. 18 августа 2006 года коллектив ОАО "Океанрыбфлот" торжественно проводил его на заслуженный отдых. Его стаж работы на флоте - 38 лет.
- Мне довелось в жизни работать с ним на одном судне, - сказал в своем слове генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" Борис Аркадьевич Сорокин. - Причем были сложные ситуации, когда надо было из страшного, ржавого "Хотина" сделать красавца, чтобы он стал лейблом Океанрыбфлота. И мы его сделали таким лейблом. Со мной пошел в ремонт другой старший механик, он темпа не выдержал. Когда меня спросили, кого бы я хотел видеть на этом месте, я сказал, что ситуацию вытащит только Шатохин Леонид Трофимович. С чем он успешно и справился, благодаря настырности, юмору, профессионализму, дотошности. Спокойно справился. Рабочие туда, а он их сюда заворачивает, направляет. И мы это сделали! Так он и учит молодых механиков. И вообще, об этом человеке можно сказать только хорошее. Он и в компании свой, он и на работе надежен. Всегда поможет, подскажет, не станет считаться со своим временем. В этом - весь Леонид Трофимович. В жизни он имел награды, и это понятно. Но самая высшая его награда - уважение в коллективе. Думаю, что я не заблуждаюсь, если от вашего имени скажу, что этой высшей награды он достоин.
Леонид Трофимович молча слушал лестные для себя слова генерального директора, смущенно глядя в зал на своих коллег и товарищей. А они то и дело прерывали директора аплодисментами, то есть соглашались с ним.
Борис Аркадьевич Сорокин зачитал благодарственное письмо, которое вручил Леониду Трофимовичу Шатохину:
"Благодарность групповому механику силовых судовых установок Шатохину Леониду Трофимовичу.
Уважаемый Леонид Трофимович! 38 лет назад 20-летним юношей Вы пришли на флот, где прошли путь от моториста до ведущего специалиста технической службы одного из самых крупных рыболовецких предприятий Дальнего Востока…"
Перед тем как пойти с друзьями и коллегами за банкетный стол, Леонид Трофимович кратко рассказал о себе:
- Начинал я в 1968 году на судах БМРТ, когда только образовался УОР. Попал на БМРТ "Александр Максутов". Почему всю жизнь проработал на одном предприятии - Океанрыбфлот? Знаете, так получилось, что коллектив был грамотный, доброжелательный, трудолюбивый, и как-то не хотелось никуда уходить из этого коллектива. Название предприятия менялось, а коллектив оставался тот же. Приглашений было много, но я с людьми так сросся, что никуда не хотелось уходить.
Хочу вспомнить капитана Григория Николаевича Холодена, которого уже нет. Здравствует сейчас старший механик Валерий Вячеславович Кандалинцев. Это были мои учителя. Они говорили: главное - работать с людьми, а железки крутиться будут.
Если перечислить корабли, то я три года отдал "Максутову". Затем работал на "Юности", на "Овчинникове", три года на "Кубе" с капитаном Стефанишиным Сергеем Спиридоновичем и старшим механиком Дахно Владимиром Викторовичем. Много мы с Дахно работали вместе. Затем три года - на "Славянском". Приходилось то в отпуск, то - короткая стоянка, то приходили другие, менялись суда.
С Борисом Аркадьевичем Сорокиным мы дважды вместе работали: в 1996 году на "XXVI съезде КПСС" и в 2002 году - на "Хотине". Более года работали вместе. "Хотин" ходил во Владивосток на капитальный ремонт. Там структура судоремонта немножко другая, "Дальзавод" распался на отдельные единицы, поэтому приходилось сложно работать. Сам по себе завод растянут, людей не знаешь, а много механизмов было сдано в ремонт, на БАТМах они не очень специализированные, поэтому приходилось постоянно следить за ремонтом. В рейсе ремонтировать некогда, поэтому смотрели там, на заводе.
За время работы много бывал в Беринговом море, в Ванкуверо-Орегонском районе, работал у берегов Японии, на юге Курильских островов и три рейса - юго-восток Тихого океана, район Перу. Правда, по работе я в основном нахожусь в машине, но кое-что посмотреть удалось. Что понравилось? Наиболее привлекательным был Ванкуверо-Орегонский район, потому что там хек ловился в летнее время, тепло, тогда еще не было 200-мильных зон, мы сначала на 6 миль подходили, затем на 12 миль. Поэтому берег было видно, прогулочные яхты, американские суда. Конечно, мы не знали их жизни, почти не соприкасались, поэтому и не завидовали. Работали и работали, жили своей жизнью.
Родина отметила некоторыми наградами. Помню медаль к 100-летию со дня рождения Ленина "За доблестный труд". Были благодарности от министерства, к 300-летию Российского флота - медаль Ушакова.
Работа сейчас стала суетной, молодежи надо дорогу давать, поэтому ухожу на отдых. Мною отдано много, поэтому под старость надо себя поберечь. Пока остаюсь на Камчатке.
Ну разве не приятно именно так уходить на пенсию, под аплодисменты коллег, товарищей, унося с собой любовь к предприятию, которому отдал жизнь!
Еще надо сказать, что в Океанрыбфлоте вернулись к традиции присваивать звание "Ветеран Океанрыбфлота". Это тоже очень важно. Здесь вернулись к традиции вместе отмечать праздники, вместе радоваться чьему-то счастью. Здесь ко многому вернулись в последние годы. Здесь люди имеют все социальные гарантии, предусмотренные законами России, здесь сотрудники действительно социально защищены.
И все-таки самое важное - я вернусь к разговору о возрасте - это то, что здесь не только достойно провожают на пенсию, но и дают дорогу молодым. Молодых здесь пестуют, обучают. Ведь известно, что без наставников в любой профессии состояться невозможно. Вот и молодого штурмана Сергея Поверенного, которого мы встретили на БАТМ "Байковск", обучают и капитан, и более старшие товарищи из штурманского состава.
- Я второй год хожу третьим штурманом, - говорит Сергей Поверенный. - В зимней минтаевой экспедиции еще осваивал траление, учился, а сейчас уже рыбачу самостоятельно. Море выбрал сознательно и поступил в Камчатский ГТУ, стал судоводителем. Конечно, мне повезло, что рядом оказался внимательный, опытный капитан Сергей Николаевич Реутов, учит меня всему. Мое дело - схватывать. И не бояться моря и корабля.
Кроме того, на "Байковске" выделяется относительной молодостью траловая бригада мастера Александра Ноздрачёва. Сам Александр работает с тралом 19 лет, всегда был матросом и вот уже год, как ходит тралмастером. Работу знает и любит.
- Нюансов всяких в ней много, - признается он. - Надо не стесняться, спрашивать старших. У нас в Океанрыбфлоте есть у кого спрашивать. Как, бывало, разговоримся о рыбалке, о постановке тралов, о всяких тонкостях - заслушаешься. Хоть за авторучку или диктофон хватайся, записывай.
Конечно, хорошо, что рядом с молодежью работают опытные мастера своего дела. У них учится молодежь. Приятно было смотреть на то, как 60-летний матрос добычи Валерий Елизарович Шестопалов натаскивает 19-летнего студента Диму Постникова. И с удовлетворением отмечает, что Диме нравится его наука, как нравится и сама работа.
Вот трал идет из морских, почти полукилометровых глубин на поверхность. Вот он, раздувшийся от кальмара, медленно выползает по слипу на палубу. Улов - результат общей, дружной, слаженной работы всего экипажа - от капитана до штурманов и тралмастеров, до стармеха и механиков, до матросов добычи и матросов обработки, до боцмана и электриков, до мотористов, поваров и прачки.
Тридцать пять лет ходит в море машинист по стирке белья БАТМ "Байковск" Татьяна Павловна Ульянова. Ее забота - моряки, которых она обстирывает в рейсе, для которых убирает баню и душевые, меняет постельное белье.
Ханифа Тожиевна Ибрагимова - пекарь на БАТМ "Георгий Московский". Ей тоже скоро 60, а она - все в море. С девчоночьих лет в море, уже и в родной солнечный Узбекистан не тянет, так привязалась к Камчатке, к своим морским дорогам, к рыбакам. Она нужна экипажу, как нужны, в общем-то, все, кто работает, кто свой труд вкладывает в общую копилку.
Нет, что ни говорите, а жизнь изменилась. Вот и мы, журналисты, вновь, как в прежние годы, вышли с рыбаками в море. Давно такого не было. При Ельцине не было точно! И вот мы снова имеем возможность рассказать о работе рыбаков в море. О работе, которую не видно с берега, которая многим уже просто непонятна. И, осмотревшись, мы уже видим на кораблях не только отдельных рыбаков, членов экипажей, а видим слаженные, спаянные экипажи. Мы видим взаимозаменяемость, видим морскую дружбу, видим опеку старших над молодыми.
Люди в Океанрыбфлоте интересные. Порой здесь открываешь для себя такого человека, что диву даешься: как же до сих пор не знал о нем ничего. А ведь потому и не знал, что люди эти по многу месяцев в году проводят в море, делая свою работу за нашими глазами, скромно и незаметно.
Сам начальник отдела кадров Океанрыбфлота Владислав Петрович Матвеев пришел на предприятие в 1974 году на производственную практику курсантом Камчатского филиала Дальрыбвтуза. Работал матросом добычи на БМРТ "Камчатская правда" на хеке у берегов США. В 1976 году после окончания учебы пришел сюда на постоянную работу. С тех пор прошел все ступени роста до капитана-директора, а в 2005 году был приглашен Б. А. Сорокиным стать начальником отдела кадров. Таким образом, ему есть что сказать людям, есть у него и четкое понимание значения кадровой работы на предприятии.
Много еще можно говорить о кадрах Океанрыбфлота, о системе кадрового подбора, о воспитании, о работе с людьми, но, думается, все слова заменит вот такая неоспоримая информация: Океанрыбфлот на Камчатке рыбацкой считают кузницей кадров. Многие успешные, квалифицированные, известные капитаны, механики, добытчики, обработчики во многих нынешних рыбных компаниях полуострова, да и не только, вышли из Океанрыбфлота. И до сих пор вспоминают его с ностальгией.

Назад