Глава 9. Океанрыбфлот сегодняВначале был судоводительПо состоянию на конец 2007 года ОАО "Океанрыбфлот" имел 17 судов, из них 12 супертраулеров типа БАТМ, три транспортных рефрижератора и два буксира. Именно этот флот является сегодня основой производственной деятельности компании.
Все суда находятся в рабочем состоянии, все участвуют в промысловых экспедициях, кроме, естественно, буксиров, работающих в порту.
Директор по эксплуатации флота Галий Камилович Габдулин работает в Океанрыбфлоте с января 1977 года. Он прошел путь от матроса-рулевого до капитана-директора и заместителя генерального директора, так что вся производственная деятельность предприятия, все тонкости работы флота для него - открытая книга. Собственно, флот, производство - такая же открытая книга и для всех остальных специалистов управления ОАО "Океанрыбфлот", так как все они прошли в свое время морскую, промысловую школу. У многих эта школа достаточно солидная.
Начальник службы безопасности мореплавания Михаил Яковлевич Смородов окончил Петропавловское мореходное училище в 1967 году, начал работать в УТРФ матросом на БМРТ "Трудовые резервы", а когда 1 апреля 1968 года образовался Океанрыбфлот, его экипаж вместе с судном перевели туда. В это время они вели промысел на Гавайях.
"В то время для получения рабочего диплома штурмана надо было отработать 32 месяца матросом, - рассказывает он. - Я их отработал, и после этого - пошло. И идет по сей день…"
"Есть морская поговорка, - говорит, в свою очередь, Галий Камилович Габдулин, - которая звучит так: путь на капитанский мостик лежит через гальюн. То есть сначала надо пройти все матросские должности, а затем только ты становишься штурманом и далее - капитаном. Но если уж капитан состоялся, то он на все руки мастер!"
"Задача капитана - организация работы всего судна, - говорит самый молодой капитан-директор Океанрыбфлота Игорь Николаевич Золотавин. - Капитану требуется организовать слаженную, эффективную работу всех специалистов судна - машинная команда, тралвахты, производство. Но в первую очередь, конечно, необходимо организовать работу штурманов, ибо штурман на корабле - центральный мозг экипажа. Штурман общается с другими судами, обменивается опытом, оценивает промысловую обстановку, одновременно анализирует работу прошлых лет, предыдущих экспедиций и принимает решение о постановке тралов. Есть определенные места скопления минтая, есть пути его миграций. Штурман обязан их знать. Но ситуация постоянно меняется. Бывало, приходишь в район, где можно ловить, а он закрыт льдом. Тогда ищешь другие места. И не просто ищешь, тычась вслепую, а опираясь на знания, опыт, на постоянный анализ ситуации.
Для этого и постоянно учимся работать, перенимаем знания и опыт у бывалых рыбаков, специалистов. Недаром в настоящее время руководство Океанрыбфлота сделало ставку на молодых.
У нас очень хорошо поставлена система обучения, на флоте введена должность четвертого помощника капитана, которую занимают, как правило, ребята после мореходки. На этой должности они набираются опыта, и у них есть реальная перспектива карьерного роста. Молодой штурман по мере профессионального роста постепенно поднимается до третьего помощника, до ревизора, старшего помощника и даже до капитана".
Сам Игорь Николаевич Золотавин окончил Петропавловск-Камчатское высшее морское училище (сейчас это университет) в 1997 году, то есть всего-то десять лет назад, прошел все ступени роста и уже летом 2006 года был назначен капитаном-директором. На момент нашего общения с ним ему было 33 года, он был и пока остается самым молодым капитаном компании.
Но если вспомнить более ранние годы Океанрыбфлота, то тогда капитанами становились в еще более раннем возрасте - в 26-30 лет, так как судов было много и профессиональный рост людей шел быстрее. Тот же Б. А. Сорокин, например, стал капитаном-директором в 29 лет.
"Но останавливаться нельзя, - продолжает И. Н. Золотавин. - Надо постоянно учиться своему делу. Кстати, и наш генеральный директор Борис Аркадьевич Сорокин всегда говорит, что нельзя жить вчерашним днем, прошлыми заслугами, надо стремиться жить завтрашним, а лучше - послезавтрашним днем, заниматься самообразованием, копить опыт, работать с экипажем. Капитан должен вникать в самые мелочи работы и жизни на судне. Он должен контролировать быт - либо лично, либо через начальников служб. Конечно, есть и такие капитаны, которые знают только своих помощников, мостик и каюту. Но это однозначно - минус, потому что слаженной работы уже не будет, а залог успеха экипажа - только слаженная работа, и капитан в ней - стержень, вокруг него все крутится".
Слушая И. Н. Золотавина, отмечаешь, что молодой капитан правильно понимает свою задачу и свою ответственность как перед собственным экипажем, так и перед всем предприятием.
Золотавин считается успешным, перспективным капитаном. В ноябре 2007 года во время предвыборной кампании он всех удивил, выступив одним из инициаторов создания группы в поддержку президента, которая вскоре переросла во Всероссийское общественное движение. Но об этом речь впереди, а здесь этим я хочу сказать, что И. Н. Золотавин оказался, таким образом, "молодым, да ранним", вполне зрелым гражданином своей страны.
Сегодня в Океанрыбфлоте, по словам директора по эксплуатации флота Г. К. Габдулина, полтора состава капитанов. То есть на каждом судне имеется капитан и еще половина от этого штата - для замены. Автору книги довелось видеть в море, за непосредственной работой только двух капитанов-директоров - Сергея Николаевича Реутова и Ивана Васильевича Бойчука. От того и от другого остались самые лучшие впечатления.
Конечно, они очень разные. Реутов - живой, эксцентричный, общительный, Бойчук - спокойный, стеснительный и крайне деликатный. Я ходил с ними на промысел кальмара и не раз был свидетелем, когда оба капитана наставляли своих молодых штурманов, где и как лучше ловить это донное морское животное. Сергей Николаевич Реутов - громко, убедительно, Иван Васильевич Бойчук - спокойно, демократично, но уверенно и авторитетно. Одним словом, они разные.
"Кальмаровый промысел интересный, но очень тяжелый, - говорит И. В. Бойчук. - Рыбакам известны подводные траловые "дороги" в районе Северных Курил, но, благодаря опыту и современной аппаратуре, открываются новые "дороги". Но и на старых, и на новых "дорогах" тралы цепляются, рвутся, потому что ситуация на грунте меняется из-за течений, обвалов и т. д. Бывает, возвращаешься на известную, проторенную траловую "дорогу", где работал по чистому песку, ничего не опасаясь, и вдруг натыкаешься на сплошные камни, острые скалы. Течение здесь достигает трех узлов, поэтому тралить непросто. К тому же температурный режим воды постоянно меняется. При добыче кальмара необходимо, чтобы он вел в это время активную жизнь, которая происходит при температуре воды от 3,6 до 3,8 градуса, если ниже, он прячется в грунте.
Одна из самых трудных траловых "дорог" называется Горки, легкие "дороги" - Большая Кочерга и Малая Кочерга, Подкова. Средние по сложности - Кузьмичёвка и Жемчуговка. Кстати, эти "дороги" получили свои названия в честь открывших их капитанов Кузьмичёва и Жемчугова.
Примерно за рейс штурман осваивает эту рыбалку, успевает узнать "дороги", изучить их свойства, поведение кальмара. Вообще, стараются на кальмара посылать одних и тех же капитанов, их старших помощников и помощников по добыче, потому что в каждой рыбалке есть своя специфика".
Рядом с моей каютой, расположенной на палубе бака супертраулера "Георгий Московский", находится такая же "келья" второго электромеханика Олега Прасолова.
Через свою открытую дверь слышу, что к нему кто-то пришел и громко спрашивает:
- Ты черемуху знаешь?
- А кто ж ее не знает! - отвечает Олег. - Ягода такая, черная.
- Ягода? Ну ты даешь! - смеется гость. - Это же цветы! Черемуха душистая! Мы и поспорили по этому поводу. Одни говорят, что это ягода, я утверждаю, что цветы. Хожу, собираю мнения.
- Она цветет действительно красиво и сильно пахнет, но вообще-то - ягода, - наставительно объясняет Олег.
Его гость не согласен, он уже психует:
- Я смотрю, ты такой же знаток, как все. Это цветы! Причем цветет черемуха буйно, как сирень! Думал, что хотя бы ты знаешь…
Меня так и подмывает встрять в разговор, потому что я-то черемуху знаю, вырос на ней в Сибири. Да, весной вся тайга кипит от ее душистых белых цветов, а в августе-сентябре в заросли черемухи лучше не лезть - не вылезешь, не будет сил покинуть их, потому что слаще ягоды черной черемухи и нет ничего. И обильней. Одно большое дерево за день не объешь! Руки, рот, язык - коричнево-красные от сока, а ты все кидаешь и кидаешь сладкие кисточки в рот - одну за другой, а то и горстями. И только успеваешь выплевывать косточки…
Но я молчу и даже не делаю попытки выглянуть из каюты, чтобы увидеть спорщика, "знатока" черемухи. Я - человек посторонний на судне, как и мой сын Александр Смышляев-младший, который занимает каюту в этом же коридоре напротив меня, дверь в дверь. Мы с ним находимся здесь в качестве журналистов, и наше дело не спорить с рыбаками, а наблюдать за их трудовой жизнью, снимать, собирать материал. Поспоришь - отпугнешь от себя людей, ведь всякие люди есть. Тем более здесь, на судне, которое находится на промысле уже который месяц, и у людей накопилась моральная, да и физическая усталость. Поэтому лучше послушать, узнать, чем дело закончится.
Но "знаток" черемухи, не удовлетворившись ответом, сразу ушел, наверное, за следующим мнением. А я, посидев в раздумье над темой черемухи еще пару минут, решаю навестить капитана-директора нашего траулера Ивана Васильевича Бойчука. Хотелось узнать результаты сегодняшней утренней радиосвязи с базой и транспортным рефрижератором "Меркурий", который, по слухам, уже вышел из Пусана в Петропавловск-Камчатский и мог бы забрать нас с сыном, чтобы вернуть из командировки домой.
В капитанской каюте Ивана Васильевича не оказалось, поэтому поднимаюсь на ходовой мостик, где и застаю его сидящим в кресле перед приборами в окружении вахтенного помощника Михаила Костина, рулевого Константина Власенко и лебедчика Рафиля Мифтахова.
- Давай десять майна!1 - скороговоркой командует капитан, переводя взгляд с экрана тралового сонара на Мифтахова.
- Есть десять майна! - отвечает бородатый Мифтахов и бежит к пультам лебедок на рабочем мостике, чтобы стравить с лебедки десять метров ваеров.
Я едва успеваю славировать в сторону, и он чудом не сбивает меня с ног. В океане лишь слабая зыбь, почти не качает, поэтому мы благополучно расходимся с лебедчиком.
- Как жизнь молодая, Сан Саныч? - весело спрашивает Иван Васильевич, заметив мое появление.
Капитан свеж, бодр, улыбчив, его полноватое лицо с веселыми глазами, и несколько округлое, коренастое тело, излучают доброжелательность и гостеприимство. Он весь внимание, поэтому я, не мешкая, спрашиваю о радиоразговоре с базой.
- Не стану скрывать, информация для вас совсем не обнадеживающая, - отвечает капитан, вставая с кресла, которое тут же занимает вахтенный штурман Михаил Костин. - С "Меркурием" не очень понятно, поэтому еще с неделю придется вам пожить у нас, дожидаясь из Владивостока перегрузчиков "Прегольский" или "Тесей". Увы, но факт…
- Пятерочку смайнай! - командует тем временем Миша.
Лебедчик тут же отвечает:
- Майнаю пятерочку!
На мостике, конечно же, не до меня, люди занимаются рыбалкой, за приборами нужен глаз да глаз, грунт на траловых "дорогах" весь в камнях и провалах, хотя эта "дорога" под названием Большая Кочерга наиболее благоприятная для траления. Тем не менее я не хочу отвлекать рыбаков и выхожу на левое крыло мостика. Капитан, навалившись грудью на спинку кресла, в котором сидит штурман Миша, опять сосредоточивается на приборах.
Нет на палубе трала - нет и буйства птиц вокруг судна. Лишь одиночные молчаливые глупыши2 пролетают над свинцовыми, холодными водами у борта или, выставляя перед собой лапки, словно тормозя ими, садятся на воду и ловко, одним движением укладывают на спинах крылья. Иногда рядом усаживаются неизвестные мне более мелкие уточки - коричневатые, аккуратные - и тут же, слегка подпрыгнув и полурасправив острые серповидные крылья, ныряют. Сверху видно, как они плывут под водой, похожие на летучих мышей в полете из-за длинных крыльев и маленького тела, и белеют множеством воздушных пузырьков на перьях. Холодный ветер студит мне непокрытую голову. Со всех сторон обступает наш траулер серый туман, скрывший и далекие, но в хорошую погоду видные отсюда Курилы, и небо. И только чуть-чуть прорисовывается силуэт идущего сзади, параллельно нам другого БАТМа. Это либо "Байковск", либо "Борисов", которые также ловят кальмара на Большой Кочерге.
Уже одиннадцать дней мы с сыном находимся на промысловых судах Океанрыбфлота в Северо-Курильской кальмаровой экспедиции. Из Петропавловска уходили на БАТМ "Байковск", жили и работали на нем до тех пор, пока нас не перегрузили на флагман экспедиции - БАТМ "Георгий Московский". Но и здесь мы свою работу практически закончили, поэтому ожидаем оказии до Петропавловска-Камчатского или хотя бы до Северо-Курильска. Ожидаем, но оказии нет и нет.
Запахнув потуже куртку, спускаюсь на ботдек3. С него хорошо видна вся промысловая палуба. Траловая вахта, пользуясь тем, что трал на грунте, латает дель второго трала, порванного вчера на Горках. Горки - "дорога" коварная, вся в острых камнях и скалах, на ней много порвано тралов, да и кутков оставлено много. Вот и "Георгий Московский" зацепил скалы нижней подборой трала, закусило бобинцы4 в расщелине скал, дернулся БАТМ, не успев подобрать ваера, да так, что звякнули кружки в блюдцах в кают-компании, и все поняли, что трал зацепился, порван. Когда его выбрали, то не увидели левую нитку бобинцов, а сетная часть трала походила на рваную кольчугу порубанного воина. Теперь добытчики латают дель, и счет идет не на метры, а на многие метры. Не одна вахта понадобится, чтобы вернуть трал в строй. Но ловко снует игличка в капроновых ячеях, умело затягивают узлы руки матросов - и захочешь понять, как они это делают, да не увидишь за сноровистостью заскорузлых, натруженных матросских рук.
Похохатывает Валерий Елизарович Шестопалов:
- К этому добытчики приучены изначально. Ставить трал, поднимать, да латать дель - извечная наша работа. Ничего, ячея за ячеей, и трал будет как новенький! Правда, Димка?
Дима Постников, студент-практикант, стеснительно улыбается, кивает. У него так ловко, как у Елизарыча или у других членов "трал-банды", игличка в ячеях еще не бегает, но - лиха беда начало, научится, тем более что желание у парня есть.
Вечером в каюте Ивана Васильевича Бойчука мы говорим о кораблях, о том, что стареют они, а новых нет, не строит Россия корабли, нет в России Петра Первого. Как тут быть?
- А как быть, - говорит капитан. - Стараемся беречь те, что имеем. Швартоваться надо осторожно, чтобы не стукнуть бортом о стенку, в шторм необходимые меры принимать. Стараемся большой нагрузки на главные двигатели не давать, на лебедки. Не будет корабля - не будет ничего.
Я вспоминаю свой похожий разговор с капитаном-директором БАТМ "Московская олимпиада" Сергеем Александровичем Бекасовым. Сегодня "Московская олимпиада" - одно из самых старых судов Океанрыбфлота, оно 1980 года постройки, поэтому постоянно муссируются слухи о его списании. Но Бекасов судно жалеет. И любит, заступается за него. В 1981 году пришел он четвертым помощником капитана на БАТМ "Московская олимпиада", и вот, по прошествии большого времени, он - капитан этого супертраулера. Причем жизнь так распоряжалась, что на "Московской олимпиаде" он часто ходил в рейсы.
"Вообще, судно очень хорошее, название красивое, а потому и судьба у него счастливая, - говорит Сергей Александрович. - Давно замечено, что от названия судна зависит его работа, его судьба. Красивое название - красивая судьба. Недаром переименовывают суда, чтобы изменить их несчастливую судьбу. Был такой китобой знаменитый - Никон Карпенко, он очень много добыл, по сути, - уничтожил китов, и судно, названное его именем, постоянно ломалось, плохо работало. Как только переименовали его в "Министр Ишков", а это был легендарный министр, так и судьба судна изменилась, стала нормальной рабочей судьбой".
В 1975 году Сергей Александрович Бекасов поступил в Мурманское высшее инженерно-морское училище имени Ленинского комсомола, окончил его и по распределению приехал на Камчатку. Попал в Океанрыбфлот на БАТМ "Московская олимпиада". И своей судьбой, как и судьбой своего корабля, он доволен.
Капитан-директор БАТМ "Бакланово" Евгений Львович Садовников также говорил со мной на эту тему.
"Важна для каждого судна, как и для предприятия, стабильность, - рассуждал он. - То есть когда судно работает стабильно, без рывков, загружено сырцом, оно и ходит дольше. Ходит и ходит, работает и работает. Я на "Бакланово" когда-то делал свой первый рейс капитаном, это было 11 лет назад, и вот опять на нем капитаном. Конечно, чувствую разницу, чувствую возраст судна, а оно 1981 года постройки. К тому же во время перестройки и мы, и наши "девочки", - он ласково гладит рукой переборку корабля, называя его на английский лад в женском роде, - очень сильно пострадали. Стараемся теперь привести их в надлежащий вид, но они стареют, и тут ничего не поделаешь. Наших "девочек" просто надо любить, гладить, не насиловать, только по любви договариваться и так далее. И тогда они работают, наши рабочие лошадки".
Евгений Львович Садовников в 1986 году окончил Дальрыбвтуз и пришел работать в Океанрыбфлот четвертым помощником капитана. В следующий рейс уходил третьим помощником. И вообще рос быстро. Как и предыдущие мои собеседники, не сожалеет о том, что связал свою судьбу с рыбацким морем.
Как не сожалеет об этом и капитан-директор БАТМ "XXVII съезд КПСС" Анатолий Афанасьевич Шапошник. Капитаном он стал довольно поздно, а до этого много лет ходил в море матросом, причем прошел и палубу на добыче, и завод на обработке, и рубку на руле. Недаром именно к нему посылают практикантов, потому что Шапошнику есть что сказать молодежи, начинающим штурманам, ведь он знает рыбацкую профессию до самых мелочей.
Любимый БАТМ А. А. Шапошника - "XXVII съезд КПСС", на котором он работал два года вторым помощником капитана у Евгения Николаевича Кабанова, а затем год старшим помощником и теперь вот, девять лет, - капитаном.
Анатолий Афанасьевич Шапошник родился в 1949 году в селе Ульяновка Донецкой области Украины. Там же окончил школу и поступил в Артемовский техникум железнодорожного транспорта. После окончания техникума в 1968 году служил в армии в ракетных войсках стратегического назначения в Забайкалье. Однажды в руки попала повесть Георгия Владимова "Три минуты молчания", в которой описывались романтические будни рыбаков Мурманской базы тралового флота. Душа зажглась мечтой стать рыбаком.
Своей мечтой Анатолий заразил друзей по службе, и они написали письма почти во все рыбацкие предприятия страны. Вызовы пришли отовсюду, но солдаты выбрали Камчатку и сразу после увольнения со службы засобирались туда. Но в результате уехали только вдвоем. Устроились на работу в Океанрыбфлот.
Анатолий Шапошник ушел в рейс на БМРТ "Браслав", который в этом рейсе и утонул. На долю Анатолия выпало пережить эту страшную трагедию, которая достаточно подробно описана в данной книге. Товарищу Анатолия через два года после этого досталось "утонуть" на БМРТ "XV съезд ВЛКСМ", после чего он уволился и уехал с Камчатки. Анатолий Шапошник остался, прижился здесь, пустил, что называется, корни.
"Некоторые наши ребята с "Браслава" попали на БМРТ "Кулунда", ушли в Новую Зеландию и там горели, - рассказывает Анатолий Афанасьевич. - Но я уже в большие трагедии не попадал. Отработал пять лет на палубе, пять лет на руле и пять лет в заводе - 15 лет матросом. В 1978 году поступил в Петропавловске в мореходное училище, учился целых семь лет, потому что иногда приходилось пропускать сессии. Но в 1985 году все же получил диплом и сразу был направлен третьим помощником на "Мыс Курильский". Капитан Александр Александрович Чеботарёв тогда выходил в свой первый капитанский рейс.
Третьим помощником я сходил, меня рекомендовали вторым, но я отказался, так как не был готов. Сделал еще рейс и тогда только пошел вторым помощником капитана. Меня рекомендовали старшим помощником, но и тут я отказался и еще рейс сделал вторым помощником. После этого четыре года работал старпомом. В 1992 году получил рекомендацию на должность капитана-директора, но и тут отказался и еще три года ходил старшим помощником.
Капитаном стал в 1995 году. Принимал у Бориса Аркадьевича Сорокина БАТМ "Хотин". Он неделю сидел со мной, хотя и был уже в отпуске. Ему хотелось, чтобы я во все вник и все как следует принял. Два рейса я ходил на "Хотине", затем перешел на "Московскую олимпиаду", на ней сделал два рейса и в марте 1998 года как сел на "XXVII съезд КПСС", так с него и не слажу, лишь уходил четыре раза в отпуск".
Не так много найдется людей, которым посвящены стихи. Но есть в Океанрыбфлоте свой поэт, второй штурман на транспорте "Прегольский" Игорь Андреевич Щербатых, который написал замечательное стихотворение и посвятил его А. А. Шапошнику. Впрочем, оно посвящено всем капитанам дальнего плавания, я бы даже сказал - старым капитанам дальнего плавания, потому так и называется:
Исповедь капитана дальнего плавания
"Главное в нашей флотской жизни - это капитан, - говорил генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" Б. А. Сорокин на торжестве, посвященном 60-летию Владимира Николаевича Щура 20 ноября 2007 года. - Какими мы их вырастим, какими мы вырастим помощников, которые станут капитанами, - это зависит от вас, от вашей службы".
Владимир Николаевич Щур работает главным штурманом, заместителем начальника службы безопасности мореплавания. Да, именно на его плечах, на плечах капитанов-наставников службы безопасности мореплавания лежит ответственность за становление и воспитание капитанов Океанрыбфлота.
Сам Владимир Николаевич начал работать на предприятии в 1971 году, сразу после окончания мореходного училища. Прошел путь от младшего помощника до капитана-директора и главного штурмана. Он ходил на промысел на больших морозильных траулерах "Мыс Осипова", "Иван Середа", "Мыс Силина", "Каргополь", "Мыс Елагина", "Мыс Мальцева", других.
"С 1993 года вы работаете в службе мореплавания, - говорится в приветственном адресе юбиляру. - Ваш опыт, который вы умело передаете молодым, помогает профессиональному становлению многих судоводителей. Высокий профессионализм, ответственность, инициатива позволяют вам успешно решать любые, самые сложные задачи. В коллективе Океанрыбфлота вы завоевали авторитет и уважение, коллеги знают вас как чуткого и отзывчивого человека, надежного товарища".
Я разговариваю с начальником службы безопасности мореплавания Михаилом Яковлевичем Смородовым, а он, рассказывая о своей службе, о себе лично, постоянно посматривает на В. Н. Щура, сидящего за соседним столом, словно ищет у него подтверждения своим словам. И то верно, ведь всю жизнь они - рядом, сначала были друзьями-капитанами, а теперь работают в одной службе: один - начальником, другой - его заместителем. Замечательные, интересные и очень доброжелательные люди.
"В 1967 году я окончил Петропавловскую мореходку, пришел в УТРФ, начинал матросом на БМРТ "Хинган" у знаменитого капитана Дубовицкого. С 1 апреля 1968 года работал уже в Океанрыбфлоте и в 1974 году стал капитаном на БМРТ "Каргополь", - рассказывает М. Я. Смородов. - Первый рейс был в район Японии, это был поисковый рейс. Затем в этом же рейсе пошли на Гавайи. Тогда пристипома уже исчезла, и меня посылали посмотреть: вдруг она появилась. Так и продолжал ходить на разных судах, в основном это были БМРТ, более или менее задержался только на "Приамурье". Позже поработал и на БАТМах, а во время перестройки уже перешел сюда, в службу мореплавания".
Затронули в разговоре мы и тему преемственности поколений. И Смородов, и Щур жаловались на отсутствие молодежи, на недостаточный престиж рыбацкого труда. До перестройки люди гордились своим званием рыбака, сейчас молодежь в рыбаки почти не идет, по пальцам пересчитать можно пришедших, нормально работающих. Здесь целый комплекс проблем: старый флот, очернение рыбацкого труда в прессе, отсутствие позитива о рыбаках на телевидении, а значит - в умах общественности, трудности у предприятий с лимитами, которые сказываются на стабильности работы и на заработке, и т. д.
Да, гордость за свой рыбацкий труд, за свою профессию необходимо воспитывать в людях. Недаром Борис Аркадьевич Сорокин постоянно говорит о том, что надо возрождать регулярные рыбацкие слеты, торжественные встречи кораблей с промысла, звание "Знатный рыбак Камчатки" и т. д. Надо поднимать престиж профессии, больше о ней рассказывать, пропагандировать даже. И это правильно. И на этот путь уже встал Океанрыбфлот. Именно здесь ввели униформу, теперь командный плавсостав и управленцы должны ходить в форме и при знаках отличия. Здесь вернули звание "Ветеран Океанрыбфлота". Здесь встречают корабли, здесь ценят человека, предоставляя ему при трудоустройстве весь положенный социальный пакет. Уже и посторонние люди по-иному воспринимают Океанрыбфлот, его престиж в их глазах поднялся практически до былого престижа в советские времена, когда работой в Океанрыбфлоте по-настоящему гордились.
Недаром, когда в апреле 2007 года на Камчатку прибыл председатель Правительства России Михаил Ефимович Фрадков, он пожелал встретиться с рыбаками именно на БАТМе Океанрыбфлота, а затем провел большое совещание по всем камчатским проблемным вопросам в конференц-зале Океанрыбфлота. Для посещения премьер-министром был выбран БАТМ "XX съезд ВЛКСМ", который как раз вернулся с промысла.
"Но не только наш экипаж, наше судно в Океанрыбфлоте на хорошем счету, - говорил мне капитан-директор БАТМ "XX съезд ВЛКСМ" Владимир Петрович Васильев, объясняя выбор, который пал на его судно. - И остальные экипажи работают добросовестно и делают план. Просто, по всей вероятности, роль сыграло именно то, что мы одними из первых возвращались с моря. Может быть, еще и потому, что наше судно ухоженное, экипаж старается приглядывать за внешним, техническим и санитарным состоянием корабля. Мы всегда, в любую минуту готовы к работе. И порт для нас - это не просто отстой, а также своя работа, подготовка к следующему рейсу. И мы пришли выполнять эту работу. Поэтому, честно говоря, мы были ошарашены неожиданным сообщением о том, что к нам на борт прибудет премьер-министр со многими другими официальными лицами страны и региона.
Мы почувствовали огромную ответственность, потому что пароход хоть и пришел в порт в хорошем состоянии, но хотелось показать истинное лицо корабля и доказать, что он не один такой, а все суда Океанрыбфлота такие, но просто ему доверили быть в этот момент лицом предприятия. И мы тут же взялись довести все до высшего уровня. Экипаж понял меня правильно, было проведено короткое собрание, на котором я выступил и рассказал обо всем людям. Меня услышали, поняли и взялись за работу.
Работали мы по двенадцать часов в сутки, навели полный порядок, все приготовили к показательному процессу обработки рыбы в заводе, так как нам сказали, что премьер-министр хотел бы на это посмотреть. К встрече Фрадкова все у нас было готово - и по чистоте, и по механической части. И сам экипаж был готов. Готовились мы ровно два дня.
Думаю, председатель правительства был приятно удивлен, потому что до этого, возможно, с флотом не встречался, а тут - чисто, приятно. Думаю, выглядели мы весьма неплохо. Недаром вместо запланированных тридцати минут он пробыл у нас около двух часов.
Показали мы ему весь пароход, объяснили функциональные задачи корабля, процесс добычи и обработки рыбы. Думаю, он впервые все это видел, ведь спускался в завод.
Вместе с Фрадковым были другие московские гости, а также наши местные власти, губернатор был. Думаю, наши рыбацкие дела и проблемы стали им ближе, виднее, и они более предметно смогли их обсудить на совещании в кают-компании нашего судна. Борис Аркадьевич, наш генеральный директор, довел до председателя правительства все насущные проблемы рыбаков. Причем говорил он как бы от имени всех рыбаков России, потому что знает общее состояние дел в отрасли".
Действительно, Михаил Фрадков при посещении Камчатки рассматривал общие проблемы рыбной отрасли, которая не имела даже отдельного управления, своего министерства, а входила падчерицей в Министерство сельского хозяйства. Об этом на совещании с премьер-министром завел разговор генеральный директор акционерного общества "Океанрыбфлот" Борис Аркадьевич Сорокин. Рыбаки поддержали Сорокина и посчитали правильной, своевременной постановку этого вопроса перед одним из первых лиц государства. Тогда же зашел разговор и о строительстве нового рыболовного флота.
"Я думаю, глобально, в размерах страны никто не занимается этими вопросами, - рассказывал Б. А. Сорокин о том совещании с Фрадковым. - К сожалению, находясь в Министерстве сельского хозяйства, мы не получаем никаких приоритетов в рамках национальных проектов. Например, страда началась, сельскому жителю стоимость топлива компенсируют, нам же никто ничего не компенсирует. Нам говорят, что мы частная компания. Но ведь в бюджеты всех уровней мы платим. И если говорить о размере отчислений, которые Океанрыбфлот вносит в казну области, то нам равных нет. А почему же в этом вопросе нас отделяют, отодвигают, но при этом говорят о едином сельском хозяйстве? Поэтому и приходится не благодаря, а вопреки всему выживать и даже развиваться".
Этот разговор происходил на борту транспортного рефрижератора "Меркурий", который в апреле 2007 года только-только встал в строй судов Океанрыбфлота и поднял российский флаг. Рефрижератор построен в 1983 году на верфи японского города Саики. Приобретя рефрижератор большой грузоподъемности - более пяти тысяч тонн, компания "Океанрыбфлот" решает проблему транспортировки готовой рыбопродукции с места промысла в порты разгрузки. Таким образом, рыболовные траулеры не будут тратить время на перевозку, а будут заниматься только своим рыбацким делом.
Иерей Камчатской православной епархии отец Василий Гончар обошел все судно, освящая его: "И пусть всякое бесовское покинет его…"
Освящать корабли стало доброй традицией открытой акционерной компании "Океанрыбфлот". На освящении присутствовал генеральный директор компании Б. А. Сорокин, с которым мы позже разговаривали, устроившись в просторной каюте капитана.
А затем капитан Виктор Борисович Смирнов кратко рассказал о себе:
"В 1984 году я окончил Калининградскую высшую мореходку и по направлению приехал на Камчатку. Было нас тогда шесть человек, но волею судьбы здесь остался я один. Я сразу приехал с женой, и мы так и продолжаем жить на Камчатке, в Елизово.
Начинал я в Океанрыбфлоте матросом-рулевым, а теперь вот работаю капитаном. Нет таких судов на предприятии, на которых я бы не работал. Это и БМРТ, и БАТМ, это и краболов "Гефест", который я и переоборудовал когда-то в Америке, и на танкере "Океанрыбфлот" пришлось, который принимал в Южной Корее, и на транспортных рефрижераторах.
Конечно, больше всего времени посвятил промысловым судам, но пришлось ходить и на транспортах. Сначала это были переоборудованные БАТМы - "Алексей Стаханов", "Багарево", "Баево", ходил на купленном позже ТР "Тесей" и вот принял большой транспорт "Меркурий"".
В. Б. Смирнов принял "Меркурий" только что, а занимался ремонтом судна и перегоном его на Камчатку другой капитан - Виктор Николаевич Куликов.
"Пароход очень хороший, - рассказал он. - Обладает хорошими ходовыми качествами и параметрами остойчивости, и для груза на нем достаточно места. Он прошел хорошую предпродажную подготовку, на нем капитально отремонтирован главный двигатель".
Практически год был уже связан с "Меркурием" Виктор Николаевич, поэтому я спросил у него о прежней судьбе парохода, была ли она счастливой, или наоборот.
"Я бы не сказал, что судьба у него была уж очень счастливая, - ответил он. - Скорее, она была сложной. Он сменил несколько судовладельцев. Был под греками, ходил под флагом государства Антигуа и Барбуда5, под германским, панамским флагами побывал. У японцев после постройки судно получило название "Хакуси Мару", затем называлось оно "Новоскотия", и третье, нынешнее название - "Меркурий""6.
Продолжая тему судьбы корабля, надо заметить, что не очень счастливой она была у супертраулера "XXVI съезд КПСС", который теперь носит имя "Георгий Московский". Он дважды за свою историю горел, поэтому после ремонта его переименовали, и теперь судно носит гордое имя известного камчатского рыбака, капитана дальнего плавания Георгия Афанасьевича Московского. На процедуру переименования корабля и его освящение в новой, второй жизни собралось 26 января 2006 года много неравнодушного народа, в том числе пришли практически все старые капитаны Океанрыбфлота, которые лично знали Георгия Афанасьевича Московского.
Выше о нем уже неоднократно говорилось, повторю только, что умер он рано, было это в 1989-м, и еще тогда, в день его похорон, друзья и соратники задались целью когда-нибудь назвать в честь капитана корабль - настолько Г. А. Московский был неординарной личностью, масштабным человеком. Прошло без малого 17 лет, и мечта рыбаков исполнилась: красавец БАТМ стоит у причала, и на его борту написано имя Георгия Московского.
"Открыть надпись!" - командует генеральный директор предприятия "Океанрыбфлот" Борис Аркадьевич Сорокин.
И полотно медленно сползает с борта, обнажая имя корабля: "Георгий Московский". Собравшиеся люди аплодируют, гремит оркестр.
"Мы рады, что нашу инициативу поддержало Госкомрыболовство, - говорит капитан БАТМ "Георгий Московский" Юрий Сергеевич Дьяков. - И вот мы видим это имя на борту. Была традиция называть промысловые корабли в честь знаменательных событий, поэтому наш БАТМ назвали в свое время "XVI съезд КПСС". Я благодарен нашему руководству, которое сделало все, чтобы воплотить в жизнь идею увековечить имя Георгия Афанасьевича в названии корабля.
Вообще, он был у меня первым капитаном. Это человек громадной жизненной и профессиональной эрудиции, Учитель с большой буквы. На всем протяжении моего роста он вкладывал в меня и других частичку своей души. И сейчас частичка его души воплощается в целом корабле. Для меня это почетная, но и очень ответственная обязанность - быть капитаном этого корабля. Наш экипаж должен с честью носить это имя на борту судна. Экипаж к этому готов, и я хочу заверить, что мы вложим все силы, чтобы оправдать высокое доверие.
Через два дня мы собираемся на выход в промысловую экспедицию в Охотское море. Экипаж частично обновлялся, но основной его костяк остался. Это тот цемент, который сплачивает всех вокруг себя.
Меня назначили капитаном, может быть, и потому, что я хорошо знал Георгия Афанасьевича Московского. Я проработал 35 лет в Океанрыбфлоте, приехав на Камчатку в 1968 году после окончания Ленинградского мореходного училища. С 1978 года я работаю капитаном-директором, последний мой промысловый рейс был на БАТМ "Борисов", после этого я на БАТМ "Славянский" отводил тренажерное, учебное судно "Капитан Редкокаша" на продажу на металлолом. Это было в прошлом году. Теперь - "Георгий Московский"".
Удивительно было наблюдать радостное единодушие старых капитанов, ветеранов флота в том, что имя капитана Георгия Московского корабль получил заслуженно.
"Много на Камчатке хороших капитанов, - слышалось в тостах, - но Георгий Афанасьевич Московский - именно тот человек, в честь которого давно надо было назвать судно. И вот назвали!"
Протоиерей Русской православной церкви отец Ярослав Левко обошел все судно, освящая его. И опять звучало: "И пусть всякое бесовское покинет его…"
По тем или иным причинам капитаны на кораблях меняются. В апреле 2007 года на борту "Георгия Московского" мы застали уже капитана-директора Виктора Матвеевича Матафонова, который вместе с экипажем и кораблем как раз вернулся из зимнего рейса.
"Я в Океанрыбфлоте отработал 16 лет, - рассказывал капитан. - Увольнялся, в коммерческих компаниях работал, но вернулся в Океанрыбфлот, руководители доверили мне это прекрасное судно с таким громким, ко многому обязывающим именем. Диплом капитана дальнего плавания я получал, работая здесь, в Океанрыбфлоте, в 1989 году, когда закончил институт, теперь это КГТУ. С этим судном я давно связан, пять лет работал на нем старпомом, когда он назывался еще "XXVI съезд КПСС", и вот опять вернулся капитаном. Я лично знал Георгия Афанасьевича Московского, это был Человек, можно сказать, с большой буквы, с большой душой. Он относился к людям по справедливости. Если по-русски сказать, хороший был мужик. И как говорят нам и генеральный директор Борис Аркадьевич Сорокин, и заместитель по флоту Галий Камилович Габдулин, это имя на борту судна нельзя опускать низко, судно всегда должно быть впереди. Так что экипажу ответственно на нем работать. Но, слава богу, уже больше года БАТМ нормально работает и еще, я думаю, поработает на благо предприятия и страны".
Стоит добавить, что два молодых капитана - К. Н. Огневой и О. А. Белозёров работали старшими помощниками на "Георгии Московском". Так что этот заслуженный, а теперь еще и всеми любимый, почитаемый корабль является и кузницей руководящих кадров плавсостава.
Каждый капитан Океанрыбфлота, каждый старший судоводитель, конечно же, заслуживает большого, обстоятельного рассказа, а то и отдельной книги. Но здесь необходимо описать историю и современность всего предприятия, поэтому дойти до каждого специалиста, каждого работника невозможно, ибо тогда это будет бесконечный труд. Поэтому ниже дается список капитанов Океанрыбфлота, а кое-кто из них еще встретится в нашем дальнейшем повествовании.
Бекасов Сергей Александрович,
Белозёров Олег Анатольевич,
Бойчук Иван Васильевич,
Бурлак Иван Иванович,
Васильев Владимир Петрович,
Долгих Виктор Николаевич,
Дорофеев Сергей Павлович,
Дьяков Юрий Сергеевич,
Золотавин Игорь Николаевич,
Изумрудов Анатолий Иванович,
Казачук Анатолий Витальевич,
Криволапов Николай Петрович,
Кужилко Сергей Анатольевич,
Куликов Виктор Николаевич,
Кусмарцев Сергей Михайлович,
Литвинов Леонид Филиппович,
Маркович Иван Михайлович,
Матафонов Виктор Матвеевич,
Меньшов Сергей Викторович,
Мокреев Владимир Михайлович,
Наговицын Борис Николаевич,
Нестеров Виктор Анатольевич,
Нуреев Шакур Абрахманович,
Огневой Константин Николаевич,
Пожилов Валерий Николаевич,
Пономарёв Валерий Александрович,
Реутов Сергей Николаевич,
Романчук Андрей Борисович,
Садовников Евгений Львович,
Смирнов Виктор Борисович,
Шапошник Анатолий Афанасьевич,
Шахновский Виктор Феоктистович,
Шиян Виктор Аркадьевич.
"Я считаю, что у нас в Океанрыбфлоте капитаны - самого высокого профессионального уровня, - часто повторяет генеральный директор предприятия Б. А. Сорокин. И добавляет: - Но они еще и самого высокого культурного и просто человеческого уровня".
1 Кто-то может не знать значения этой команды, такой привычной для профессионалов. Согласно толковым словарям русского языка, майна - команда при подъеме тяжестей с помощью крана, лебедки и т. п., в значении "опускай! вниз!", вира - "поднимай вверх!". Согласно "Толковому словарю иноязычных слов" Л. П. Крысина (М., 2000), майна - от ит. maina - "убирай"; вира - от ит. virare - "поворачивать".
2 Глупыш - морская птица из семейства буревестников с размахом крыльев примерно в метр. Встречается повсеместно в Тихом океане, скапливается возле промысловых судов в многочисленные стаи.
3 Ботдек - шлюпочная палуба
4 Бобинцы - утяжелители для нижней части трала
5 Антигуа и Барбу?да (англ. Antigua and Barbuda) - государство на одноименных островах и острове Редонда в группе Малых Антильских островов (Карибское море).
6 Хакуси - яп. Полярная звезда, Новоскотия - провинция в Канаде, Меркурий - бог торговли, вестник олимпийских богов, покровитель путников.
|