Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 9. Океанрыбфлот сегодня


Флот требует умелых и добрых рук

Механико-судовое обслуживание и ремонт судов - неотъемлемая часть повседневной работы Океанрыбфлота. Судоремонту и технической эксплуатации флота здесь уделяют самое серьезное внимание, выдвигая их на современный уровень.
Технический директор компании Леонид Иванович Гладчук прошел в свое время все ступени роста от моториста до старшего механика, поэтому знает, что называется, каждый болтик на судне, ориентируется в рынке судоремонта, который с годами становится все сложнее и проблематичнее, тем более что флот катастрофически стареет, а обновления все нет и нет.
Это фраза генерального директора Океанрыбфлота Б. А. Сорокина: "Флот требует умелых и добрых рук". А если ее продолжить, то далее он говорит: "И такие руки у нас есть, их много". Пожалуй, вторая часть фразы - ключ к данной части книги, ибо рассказ и пойдет о людях с умелыми и добрыми руками, которые сегодня трудятся в Океанрыбфлоте.
Старший механик БАТМ "Байковск" Эдуард Кузьмич Фирсов ведет меня вниз, но не к машине, где мы с ним уже не раз были и где я знакомился с механиками и мотористами судна, а к опреснительной установке. Он ведет меня показать установку, а перед этим так интересно и с таким самозабвением рассказывал о ней, что я не мог не заинтересоваться.
- Когда мы были в ремонте во Владивостоке, тогда руководство Океанрыбфлота и решило провести эксперимент на нашем судне, - продолжает Фирсов свой рассказ на ходу. - Мы сделали ультразвуковую установку в опреснителе. Это защищает от накипи-образования теплообменные аппараты.
И далее Эдуард Кузьмич опять повторяет мне схему работы ультразвуковой установки, которая разбивает отложения накипи, и, таким образом, установка работает исправно, не забивается, и вода получается очень чистая. Причем пресной воды на судне столько, что пользуются ею вволю. Судовые опреснители производят до 1400 литров в час! Скажи об этом морякам еще лет двадцать-тридцать назад, они бы не поверили, а поверив, позавидовали бы, ведь раньше экономия воды в море была настолько жесткой, что порой и жажда мучила людей, и мылись зачастую морской водой.
Эдуард Кузьмич, по всему, человек очень увлеченный. БАТМ для него - живое существо, он слушает и слышит его, замечает каждый вздох, чувствует содрогания и "кашель" двигателя и механизмов. Чуткое ухо механика ловит все. При этом вид у него не технаря, а гуманитария. И манеры интеллигента, я бы даже сказал - эстета.
В один из дней он пригласил меня в каюту на чай в честь дня рождения своей жены. Живут они в Иркутске, она сейчас там, а он, переговорив с ней по телефону, поздравив, решил в компании со мной отметить дату чаем. На столе лежала большая красивая коробка шоколадных конфет "Иркутск" кондитерской фабрики "Ангара". Шикарный подарочный набор в виде красочной картонной книги-шкатулки.
- Угощайтесь, наливайте чай, - гостеприимно предлагал Эдуард Кузьмич, подвигая ко мне чашку и чайник.
Конфеты оказались необычайно вкусными, и Фирсов пообещал, что попросит жену привезти для меня такую коробку в Петропавловск.
- Когда мы вернемся из рейса, она прилетит на Камчатку, потому что у меня не будет времени слетать домой, - говорит он. - Такая уж судьба у наших жен. Я свою жену очень люблю и благодарен ей за все.
- А вы знаете о том, что наш владыко Игнатий - иркутянин, родился, вырос, учился и работал там? - спрашиваю я.
- А как же, большинство жителей Иркутска знают об этом и гордятся земляком, - отвечает Эдуард Кузьмич. - Кстати, попрошу жену, чтобы и владыке таких конфет привезла. Думаю, он рад будет, и наверняка он знает о нашей кондитерской фабрике "Ангара".
Далее Эдуард Кузьмич показывает мне фотографии жены, сделанные здесь же, в этой каюте. Она уже прилетала к нему в гости, жила с ним на судне, благо, что каюта у стармеха отдельная, двухкомнатная, со всеми удобствами.
Мы еще долго пьем чай. Но о чем бы со старшим механиком ни говорил, разговор все равно вернется к механизмам, машинам, кораблю.
- Всего хлебнул пароход вместе с нашей страной, особенно в 1990-е годы, - рассказывает Фирсов. - Но со сменой руководства в Океанрыбфлоте пошла тенденция на обновление качества флота. Все БАТМы, которые сейчас в строю, прошли через капитальный ремонт. Наш "Байковск" такой ремонт проходил в 2005 году во Владивостоке. Я на нем тогда тоже старшим механиком был. Ремонт прошли настолько большой и качественный, что пароход, можно сказать, преобразился. Теперь он значительно обновленный и по корпусной части, и по механизмам. Переоборудовали и жилые помещения, находиться в которых теперь гораздо приятней. Знай только работай! Но, естественно, без надлежащего догляда, без технического обслуживания никакая машина долго не протянет. И это уже зависит от нас, технического персонала экипажа.
Персоналом своим Э. К. Фирсов тоже доволен. Очень хвалит ветерана флота второго механика Николая Ильича Галкина и механика рефустановок Сергея Борисовича Рубцова.
Позже судьба сведет меня в море, на промысле со старшим механиком БАТМ "Георгий Московский" Николаем Моисеевичем Нелаевым, который тоже станет рассказывать о техническом персонале судна с большой теплотой и уважением. Он назовет второго механика Юрия Ивановича Корнеева, рефмеханика Александра Яковлевича Ткачука, второго электромеханика Олега Васильевича Прасолова, других своих подчиненных, на которых держится "здоровье" корабля.
Сам Николай Моисеевич Нелаев тоже человек необычный. Он увлекается закаливанием, плаванием в холодной воде и об этом может рассказывать часами.
- Я и в Беринговом море купался, и в Охотском, - говорит он. - Привязываюсь за руку к боту, и поплыл. Но больше десяти метров от бота я не отплывал, опасно. Чувствуешь, как тело начинает охлаждаться.
А однажды мы пришли в Китай и встали в устье Янцзы. Кто-то из наших узнал, что Мао Цзэдун переплывал Янцзы. И я подумал: "А чем я хуже Мао Цзэдуна!" И решил попробовать.
Был день, тепло, поэтому страха не было. Только наказал вахтенному помощнику поглядывать, как я там. Разделся, по штормтрапу спустился к воде, привязался веревкой и прыгнул. Меня тут же подхватило течением и понесло. Одна рука у меня привязана, навытяжку, и я давай грести только одной свободной рукой. Изо всех сил гребу, но с течением справиться не могу, сносит. И помощник, как назло, не смотрит с мостика, вообще никто из наших меня не видит. Кое-как я на веревке подтянулся к штормтрапу, а до него достать не могу, высоко. И с течением бороться уже нет сил, и сырая веревка из рук выскальзывает. Меня страх взял, и понял я, что с Мао Цзэдуном мне не совладать, зря я с ним связался. И тогда я начал кричать. Но, как назло, никого нет у бортов, никто меня не слышит. Не знаю, откуда сила взялась, но подтянулся я и все-таки смог ухватиться за конец штормтрапа. Как вылез на палубу - не помню. Упал как подкошенный прямо у борта, и силы меня совсем оставили. Кое-как пришел в себя.
Вот такой оказалась река Янцзы… И до сих пор я думаю: как же справился с таким мощным течением и с этакой шириной реки Великий Мао? Видимо, на то он и Великий…
Николай Моисеевич Нелаев пришел в Океанрыбфлот в 1980 году с военно-морского флота, где работал (не служил) механиком на вспомогательных судах. В 1972 году он окончил Ломоносовское мореходное училище ВМФ и по направлению приехал на Камчатку. Отработал на военном флоте восемь лет и подался в рыбаки. С тех пор и работает в Океанрыбфлоте, доволен и работой, и компанией, серьезным подходом в ней к специалистам.
Виктор Павлович Селезнёв много лет, начиная с 1968 года, проработал в Океанрыбфлоте механиком, затем стармехом. Был и механиком-наставником. Сейчас он на пенсии, а встретились мы случайно на краболове "Шурвинд", который, проходя мимо, забрал нас с сыном с БАТМ "Георгий Московский" и привез из района Курильских островов в Петропавловск. На нем временно работал старшим механиком В. П. Селезнёв. Он тоже отмечал серьезный подход к специалистам в Океанрыбфлоте.
"Единственная компания, где до сих пор регулярно проводят аттестацию специалистов, это Океанрыбфлот, - говорил он. - Нигде этого уже нет, а там это является непреклонным законом. И правильно делают, потому что человек забывает теорию, забывает нормативные документы и т. д. И аттестация заставляет его все это вспомнить или узнать".
Начальник инженерно-технической службы ОАО "Океанрыбфлот" Виктор Юрьевич Бородин рассказывает о ремонтах судов, уповая при этом на то, что лучше бы, конечно, ремонты делать здесь, на Камчатке, потому что весь процесс на глазах, под контролем, но пока это не получается.
"Если нужен ремонт с докованием, то мы отправляем суда во Владивосток, - говорит он. - Здесь суда перестаивают в ремонте. Запланировано 90 суток, получается 110, потому что людей не хватает. Но делают хорошо. Здесь мы ремонтировали БАТМ "XXVII съезд КПСС" и БАТМ "Владимир Бабич", и оба судна работают и работают, мы их практически не видим. А во Владивостоке хуже, но там свои преимущества. Там можно сразу два парохода в ремонт ставить, а на Камчатке это не получается. На Камчатке - я имею в виду СРВ. На СРВ ремонтируются суда "Акроса", поэтому нам хоть как приходится уходить во Владивосток. Не хватает ремонтных мощностей на Камчатке".
В инженерно-технической службе работают 17 человек. Когда я дописывал эту книгу, в управленческой структуре Океанрыбфлота произошли некоторые изменения. Технический директор Л. И. Гладчук возглавил судоремонт, а его место технического директора занял бывший его помощник по судоремонту и технической эксплуатации флота Владислав Николаевич Гусев. Поэтому с Леонидом Ивановичем Гладчуком мы уже и говорили только о судоремонте.
"Если вспомнить в хронологическом порядке, то в 2002 году Океанрыбфлот потратил 90 миллионов на судоремонт, в 2003 году - уже 190 миллионов, - рассказывал он, - потому что суда к тому времени дошли до края, их все надо было восстанавливать. И нам удалось буквально омолодить флот. Теперь мы выделили судоремонт в самостоятельное направление, так как оно, увы, самое слабое, но самое нужное. Ведь до сих пор в нем много непонятного: где, как и что мы будем делать, что ожидать от судоремонта и от судостроения. Да, в стране заговорили о судостроении, и это здорово, но мы пока его не потянем, потому что, повторяю, в нем много непонятного: и с проектами, и с заводами, и с деньгами на строительство, с системой кредитования и т. д.
Я хорошо знаю нынешнее состояние бывших больших судостроительных заводов, оно плачевное. Возьмите Николаевский завод, на котором строились наши БАТМы. Раньше на проходной в завод стояли пятнадцать турникетов, через которые едва успевал проходить целый поток рабочих. Сейчас - пустота и тишина. И так - на всех заводах. Поэтому нам ничего не остается, как продолжать ремонтировать свой состарившийся флот. Ремонтировать и держаться до лучших времен. И бороться за судостроение".
Ремонтировать, держаться и бороться. Под словом "держаться" Леонид Иванович имеет в виду еще и грамотное обслуживание судов техническим персоналом. И дай бог, чтобы этот персонал продолжал оставаться грамотным, умелым, добросовестным и ответственным.

Назад