Фотографии к книгеК главе 1.Фото 1. Без аннотации.
Фото 2. Митинг в день прибытия из черноморского города корабелов Николаева в Петропавловск-Камчатский первого большого морозильного траулера "Браслав" в ноябре 1961 г.
Фото 3 и 4. 1964 г. БМРТ "Браслав" вернулся из очередного промыслового рейса. С приветственными речами на торжественном митинге выступили руководители области, города, рыбацких предприятий. От имени рыбаков Тралфлота слово взял капитан-директор Иван Дмитриевич Стоногин
Фото 5. "Браслав" на промысле. Фото В. Ваняева, из фондов ГАКО.
Фото 6. БМРТ "Хинган", 27 января 1964 г. Фото Ю. Муравина из фондов ГАКО.
Фото 7. 1963 г. Капитан-директор БМРТ "Хинган" Владимир Александрович Дубовицкий. Его экипаж в 1963 г. поставил рекорд - добыл 11 тысяч тонн рыбы. Фото из фондов ГАКО.
Фото 8. БМРТ "Николай Островский", июль 1965 г. Фото Ф. А. Морозова из фондов ГАКО.
Фото 9. На палубе БМРТ "Николай Островский" вахта помощника тралмастера Николая Киселева. 1964 г. Фото Кушель из фондов ГАКО.
Фото 10. Старший помощник капитана БМРТ "Николай Островский" Георгий Васильевич Мещеряков, фото 1963 г. (из фондов ГАКО).
Фото 11. Герой Социалистического труда Георгий Васильевич Мещеряков в ноябре 2007 г., Москва.
Георгий Васильевич МЕЩЕРЯКОВ
Родился 16 апреля 1931 года в селе Бейтоново Черемховского района Иркутской области. В 1938 году семья переселилась в город Якутск. В 1947 г. окончил семилетнюю школу и поступил в Якутский рыбопромышленный техникум, который в 1949 г. был переведен в г. Тобольск и объединен с Тобольским рыбопромышленным техникумом. В 1951 г. получил диплом техника-механика и уехал по направлению на Камчатку, в УТРФ. Работал матросом на СРТ "Голубь", РТ "Топорок", затем был переведен на СРТ "Тихоокеанская звезда" тралмастером. В 1955-56 гг. учился в школе усовершенствования командного плавсостава, после чего получил диплом штурмана малого плавания. После этого работал вторым, затем старшим помощником капитана на СРТ "Ястреб", а в 1958 году начал учиться в той же школе на штурмана дальнего плавания. После окончания школы в 1959 г. назначен капитаном СРТ "Ястреб", затем - СРТ "Командор".
В 1963 году заочно окончил Камчатское мореходное училище и был назначен старшим помощником капитана БМРТ "Николай Островский". 31. 07. 1964 года переведен капитаном-директором БМРТ "Узбекистан", а 27 апреля 1966 года назначен первым заместителем начальника УТРФ.
В 1957 г. получил медаль "За трудовую доблесть", в 1963 г. награжден орденом Трудового Красного знамени, а в 1966 г. ему присвоено звание Героя Социалистического труда.
Из представления Г. В. Мещерякова на звание Героя Социалистического труда: "Возглавляемые тов. Мещеряковым Г. В. суда из года в год выполняют и перевыполняют годовые планы по добыче рыбы. Средний рыболовный траулер "Командор", на котором он был капитаном с 1959 по 1963 г., добыл рыбы 83300 центнеров при плане 62400 центнеров и дал сверхплановой прибыли 809 тысяч рублей. СРТ "Командор" на протяжении нескольких лет являлся опорно-показательным, а экипажу присвоено высокое звание "Коммунистического труда". Товарищ Мещеряков Г. В. Одним из первых начал освоение Беринговоморского и Аляскинского заливов по добыче окуня.
В 1964 г. тов. Мещеряков Г. В. был выдвинут на должность капитана-директора вновь прибывшего большого морозильного рыболовного траулера "Узбекистан". Под его командованием БМРТ "Узбекистан" за 1964 и 1965 гг. добыл 185,4 тысячи центнеров рыбы при плане 161,7. В 1965 г. БМРТ "Узбекистан" выловил 130 тысяч центнеров рыбы, установив рекорд 1965 г. по Дальнему Востоку и в стране на тип этого судна. За два года работы на БМРТ "Узбекистан" выработал мороженой продукции 88180 центнеров при плане 74000 центнеров. Дал стране сверхплановой прибыли 2 млн. 340 тыс. руб., себестоимость продукции снизил на 11 процентов.
Тов. Мещеряков Г. В. за период работы на флоте проявил себя хорошим организатором, требователен к себе и подчиненным. Постоянно повышает свои знания в судовождении и организации добычи рыбы, совершенствует орудия лова, много уделяет внимания воспитанию молодых специалистов. Принимает активное участие в партийной жизни флота, является членом партийного комитета флота, пользуется заслуженным авторитетом среди моряков" (Из личного дела Г. В. Мещерякова, архив ОАО "Океанрыбфлот").
1 апреля 1968 г. назначен начальником Управления океанического рыболовства Камчатрыбпрома. 9 июня 1972 г. переведен в Камчатрыбпром. Сдал дела в УОР Александру Ивановичу Серге.
В октябре 1977 г. переведен начальником Управления эксплуатации флота и портов Минрыбхоза СССР. С мая 1988 по август 1991 г. - начальник Главной государственной инспекции безопасности мореплавания и портового надзора флота рыбной промышленности. В 1991-94 гг. - представитель Госкомрыболовства России в Германии. Затем до июля 1998 г. работал заместителем начальника Управления мореплавания, портов и охраны труда. В 2004 г. награжден орденом Св. Александра Невского.
Фото 12. Из газеты "Камчатская правда" от 14 мая 1968 г.
Фото 13. 1968 г. Капитан-директор БМРТ "Штурман Елагин" Артур Алексеевич Михедов (справа) и старший помощник Геннадий Иванович Власенко. Фото из фондов ГАКО.
Фото 14. 1968 г. БМРТ "Штурман Елагин". Фото из фондов ГАКО.
Фото 14а. 1968 г. БМРТ "Опала". Капитан-директор Вениамин Трофимович Буримов (правый) и первый помощник Сергей Николаевич Скарлыгин. Фото из фондов ГАКО.
Фото 15. Из газеты "Камчатская правда" от 16 мая 1968 г.
Фото 16а. Из газеты "Камчатская правда" от 24 декабря 1968 г. На фото слева направо: капитан-директор БМРТ "Н. Островский" Александр Епифанович Колесников, старший помощник капитана Н. П. Гостев и второй помощник А. И. Шокола.
Фото 16. (Без аннотации)
Фото 17. Николай Владимирович Сотников, первый капитан-директор БМРТ "Браслав", 1963 г.
Фото 18. Первый космонавт Юрий Гагарин и камчатский капитан Николай Сотников на XXII съезде КПСС в Кремле. 1961 г. Фото из газеты "За высокие уловы" от 7 ноября 1961 г.
Фото 19. Из газеты "За высокие уловы" от 7. 11. 1961 г.
Фото 18а. Из газеты "Камчатская правда" от 10 апреля 1968 г.
Фото 18б.
Николай Владимирович СОТНИКОВ
Родился 22. 11. 1931 г. в городе Магнитогорске Челябинской области. Его отец Сотников Владимир Николаевич в 1942 г. погиб в боях под Харьковом.
В 1949 г. поступил и в 1954 г. окончил Камчатское мореходное училище, получив диплом судоводителя. Работал матросом, затем 3-м, 2-м и старшим помощником капитана на судах УТРФ. С 1957 г. - капитан СРТ "Юрий Гагарин", 5 ноября 1961 г. назначен капитаном-директором БМРТ "Браслав".
Из представления на Сотникова Н. В. при назначении его капитаном-директором первого на Камчатке БМРТ "Браслав":
"Работая капитаном СРТ "Юрий Гагарин", тов. Сотников Н. В. возглавил социалистическое соревнование за досрочное выполнение производственных планов и безаварийную работу на флоте, а также за работу без текущих ремонтов двигателей и вспомогательных механизмов СРТ. На протяжении 5 лет коллектив СРТ "Юрий Гагарин" под руководством тов. Сотникова Н. В. свои годовые планы выполняет на 130 - 160 процентов, добыл за это время сверх плана 21260 центнеров рыбы и дал государству прибыли 487 тысяч рублей.
Тов. Сотников Н. В. является ударником коммунистического труда, в 1960 г. был участником первого совещания ударников коммунистического труда СССР, награжден медалью "За трудовую доблесть". В октябре 1961 г. был избран делегатом XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза.
Как судоводитель - грамотный и работает безаварийно, хорошо знает промысловое дело и умеет работать с коллективом. Назначение тов. Сотникова Н. В. капитаном БМРТ "Браслав" согласовано с Петропавловским ГК КПСС и Камчатском обкомом КПСС".
С 1962 г. депутат Верховного Совета СССР. В 1960 г. получил свою первую государственную награду - медаль "За трудовую доблесть". В апреле 1963 г. награжден орденом Трудового Красного знамени, в 1972 г. - орденом Ленина. Знатный рыбак Камчатки.
"Все эти годы на БМРТ "Браслав" под руководством тов. Сотникова Н. В. проходят производственную практику многие капитаны-промысловики, - говорится в характеристике на Н. В. Сотникова, данной ему секретарем Камчатского обкома КПСС М. А. Орловым. - Работая на БМРТ "Браслав" с 1961 по 1968 г. тов. Сотников Н. В. воспитал много опытных промысловиков, каждому из них вложил частицу своей души, опыта, научил их быть беспокойными за интересы общего дела.
С 1968 г. по 1972 г., возглавляя экипаж БМРТ "Камчатская правда", тов. Сотников Н. В. досрочно выполняет план на 117,8 процента. Все эти годы вместе с большими производственными успехами тов. Сотников Н. В. много сил и энергии отдает общественной и государственной работе. Коммунисты Камчатки оказали высокое доверие тов. Сотникову Н. В., избрав его делегатом на XXII съезд КПСС. С 1962 г. тов. Сотников Н. В., будучи депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, проводит большую работу по улучшению работы рыбной промышленности Камчатки. Имя капитана-директора тов. Сотникова Н. В. широко известно среди рыбаков Камчатки и всего Дальневосточного бассейна как опытного промысловика и внимательного воспитателя, отличного производственника".
С 1972 г. работает капитаном-директором БМРТ "Борис Горинский", "Колывань", "Математик". В 1975 г., будучи капитаном-директором БМРТ "Математик", выступил с инициативой за вылов 20 тысяч тонн рыбы, и перекрыл эти показатели, за что был награжден вторым орденом Ленина.
10. 05.1977 г. перешел на работу в Петропавловский морской рыбный порт.
Фото 20. Иван Иванович Барсуков, капитан-директор
Иван Иванович БАРСУКОВ
Родился 2 сентября 1930 года в деревне Липяги Чернавского района Рязанской области в крестьянской семье. В 1945 г., окончив школу, уехал в Москву и поступил в техникум легкой промышленности, который вскоре бросил, работал на заводе слесарем, а в 1948 г. по оргнабору отправился на Камчатку поступать в Петропавловскую мореходную школу. В 1951 г. получил диплом штурмана малого плавания и до ноября 1953 г. работал на судах Камчатрыбпрома помощником капитана. С 1953 по 1955 г. учился на курсах штурманов дальнего плавания, после чего пришел в УТРФ работать капитаном средних траулеров. В 1963 г. заочно окончил Петропавловск-Камчатское мореходное училище по специальности судоводитель. В 1964 г. был переведен старшим помощником капитана, затем - капитаном-директором на БМРТ "Куба", "Ительмен", "Узбекистан". Член КПСС с декабря 1962 г. Перейдя в УОР, продолжал работать капитаном-директором на судах типа БМРТ. Член совета капитанов УОР. Подменный капитан. Начальник штаба ГО, инженер-мобилизатор Океанрыбфлота в 1994 г.
Фото 21. Тимофей Николаевич Дабин, капитан-директор
Тимофей Николаевич ДАБИН
Родился 10.10. 1934 г. в селе Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области. В 1958 г. окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Служил командиром катера-искателя. С 1962 г. - в УТРФ, работает 2 помощником, старшим помощником капитана. В 1963 г. заочно окончил судоводительский факультет Петропавловского мореходного училища. В апреле 1968 г. перевелся в УОР и назначен капитаном-директором БМРТ "Илларион Рябиков" в рейс с 28 марта по 8 августа 1968 вместо отбывшего в отпуск капитана Ю. П. Соколова. Под его руководством судно закончило год с лучшими показателями по УОР. В феврале 1969 г. назначен капитаном-директором на вновь поступивший в управление БМРТ "Камышин". И вновь заканчивает год с лучшими показателями по управлению. В апреле 1970 г. назначен капитаном-директором на БМРТ "Приозерск". В 1972 г. - капитаном-директором БМРТ "Лучегорск". В июне 1977 г. награжден орденом "Знак Почета", в том же году ему присваивается звание "Наставник капитанов". Переведен капитаном-директором БМРТ "Союз-4", присвоено звание "Знатный рыбак Камчатки". Одним из первых участвовал в освоении новых районов промысла: Кергелен, Новая Зеландия, Антарктида.
Фото 22. БМРТ "Александр Максутов", 1969 г. Фото Пичугина из фондов ГАКО
Фото 23. Из газеты "Камчатская правда" от 14. 07. 1968 г.
Фото 24. Из "Камчатской правды" за 1968 г.
К главе 2.Фото 25. Капитан СРТР "Кит" Михаил Иванович Овчинцев на радио-переговорах. 1960-е годы.
Михаил Иванович ОВЧИНЦЕВ
Родился в 1930 году в г. Волжске Волгоградской области. В 1952 г. окончил Астраханское мореходное училище. Вместе с большой группой выпускников из 24 человек приехал по распределению на Камчатку. Направили в УТРФ на СРТ "Механик Лесовой" матросом. Первый выход в море 5 ноября 1952 г. совпал с мощным цунами, который тогда обрушился на восточные берега Камчатки и Курильских островов. Судно находилось у мыса Поворотного, направляясь на промысел в Охотское море. По радио им сообщили, что на метеостанции терпят бедствие люди. Спустили бот, подошли к берегу и забрали чудом спасшихся сотрудников метеостанции - женщину и трех мужчин. После этого пришли во Второй Курильский пролив, где принимали на борт спасенных людей из Северо-Курильска и Байково.
В начале 1953 года был переведен на штурманскую должность 3 помощника капитана. В том же году стал 2 помощником, а затем - старшим помощником на СРТ "Альбатрос". С 1954 по 1960 год работал капитаном "Альбатроса", затем принял новый СРТР "Кит". Перейдя на работу в УОР, был капитаном-наставником, капитаном-директором на БМРТ "Мыс Ключевской", "Казалинск" и "Приамурье", затем перешел в службу мореплавания инспектором.
"Не однажды и от многих доводилось слышать, что Михаил Иванович Овчинцев - один из лучших капитанов-наставников в БОРе. А вот официально: приказом ВРПО "Дальрыба" от 2 июля 1980 г. М. И. Овчинцеву присвоено звание "Наставник капитанов". Только об этом стало известно в море, как с борта БМРТ "Калар" в управление сразу же передали радиограмму: "Уважаемый Михаил Иванович тчк Экипаж судна искренне поздравляет присвоением почетного звания тчк Желаем крепкого здоровья долгих лет жизни творческих успехов тчк"
БМРТ "Калар" - одно из тринадцати судов группы капитана-наставника М. И. Овчинцева, двадцать два года проработавшего на судах рыбацкого флота, восемнадцать из них - капитаном. СРТ "Механик Лесовой", "Альбатрос", "Кит", БМРТ "Казалинск", "Ключевской" - это главы его биографии. Капитан-наставник Юрий Григорьевич Еренков вспоминает 1950 - начало 1960-х годов: "Слава в ту пору за Овчинцевым, как говорится, шла по пятам. Рыбу брал здорово. Мне повезло: приехал на Камчатку и в первый рейс с ним пошел…"
Хранятся в доме Овчинцевых причудливые кораллы, разноцветные, гладкие и иглообразные шумящие прибоем ракушки, в портретных рамках и семейном альбоме - фотографии. Все это - свидетели, своеобразные узелки на память о Новой Зеландии, Фиджи, Баунти, Кергелене.
Приезжают на Камчатку люди из любопытства ли, случайно ли, намеренно, но, как правило, не на всю жизнь. Глядь, а уже седина на висках, дети тебя переросли, о материке разве перед отпуском вспоминаешь… Так и с Михаилом Ивановичем получилось: без малого скоро тридцать лет он здесь. Здесь встретил свою жену Аллу Герасимовну, вырастил двух сыновей.
Виктор Борисович Бегулов: "Во всех отношениях капитан Овчинцев - человек. Не знаю другого с такой беспокойной душой, с таким неугомонным трудолюбием, с честностью в отношении с людьми, в своих делах".
В. Веденеева, газета "Рыбак Камчатки", 1980 г.
Фото 26. "Мореходу земли русской Овчинцеву Михаилу Ивановичу в честь перехода из широт северных в широты южные через границу, экватором нареченную, принявшему купель соленую…" 30 июля 1969 г. БМРТ "Казалинск"
Фото 27. БМРТ "Казалинск"
Фото 28. В Сингапуре во время перегона на Камчатку БМРТ "Казалинск".
Фото 29. Капитан-директор Иван Константинович Годованцев, отработал в Океанрыбфлоте с 1968 по 2003 г.
Впервые прибыл на Камчатку 7 августа 1961 года, имея диплом штурмана и опыт работы в три с половиной года в Мурманске. Определили в УТРФ вторым помощником капитана. Капитаном был Петр Ефимович Бойко.
В 1965 году был переведен вторым помощником на БМРТ "Узбекистан" к капитану-директору Г. В. Мещерякову. В 1967 году стал уже старшим помощником. В Океанрыбфлоте работал с первого дня его создания, прошел через многолетний капитанский труд на промысле в море.
Фото 30. Старший помощник капитана БМРТ "Советские профсоюзы" Николай Михайлович Комиссаров, 1972 г.
Фото 31. Н. М. Комиссаров признается: "Если бы сегодня меня спросили, эту же работу я возьму? Я бы, не задумываясь, ответил, что возьму. Скиньте мне мои годы, и я бы опять пошел по своей морской профессии. Это не громкие слова, так в душе"
Николай Михайлович КОМИССАРОВ
Родился 12. 09. 1935 г. в г. Городище Пензенской области. В 1955 г. окончил мореходную школу в Находке и приехал по распределению на Камчатку. Работал в УТРФ в должности 3 помощника, старшего помощника капитана на СРТ "Алушта" у известного камчатского капитана Ю. Б. Азимова. В 1960 г. назначен капитаном СРТ "Северянин", затем работал капитаном на СРТ "Север", "Крутой", "Кедровый", "Кумроч". В 1963 г. начал учиться в Петропавловской мореходке на техника-судоводителя. В феврале 1967 г. назначен старшим помощником капитана на БМРТ "Восход", затем в той же должности на БМРТ "Юность". В декабре 1967 г. переведен капитаном-директором БМРТ "Борис Горинский", на котором работал вплоть до гибели судна 28.12. 1978 г. В феврале 1974 г. награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1980 г. назначен капитаном-наставником службы безопасности мореплавания БОР вплоть до выхода на пенсию в 2002 году.
Фото 32. Капитан-директор БМРТ "Советские профсоюзы" Игорь Васильевич Назаркин, 1972 г. Работал в Океанрыбфлоте с 1 апреля 1968 г., начинал вторым помощником на БМРТ "Алексей Махалин".
Фото 33. Телеграмма на борт БМРТ "Пауджа" капитану-директору Комисарову о награждении его орденом Трудового Красного Знамени
Фото 34. Помощник капитана по добыче БАТМ "Матвей Кузьмин" Иван Федорович Андреюк, ноябрь 2007 г.
Иван Федорович АНДРЕЮК
Родился 30 января 1937 г. в селе Куртайлы Саргацкого района Омской области. С 1956 по 1960 г. служил в Камчатской военной флотилии. После службы остался на Камчатке, начал работать на промысловом флоте УТРФ матросом добычи на средних траулерах. Окончил учебно-курсовой комбинат, затем Камчатский рыбопромышленный техникум и был переведен тралмастером к капитану-директору Н. В. Сотникову на БМРТ "Браслав". После трех рейсов на "Браславе" стал старшим тралмастером и в этой должности работает до сих пор, по праву считаясь легендой Океанрыбфлота, человеком, который всю трудовую жизнь проработал только на палубе, на добыче рыбы.
Когда в Океанрыбфлот стали поступать БАТМы, был назначен старшим тралмастером на "Славянский". Довелось работать практически на всех супертраулерах предприятия. Иван Федорович говорит, что на БАТМ работать с тралом удобнее, нежели на БМРТ. Во-первых, палуба длиннее и шире, можно работать с двумя тралами. На БМРТ серии "мысы" тоже были дубли тралов, но короткая палуба создавала неудобства. Когда БАТМ "Алексей Стаханов" был переоборудован в филейщик, его направили туда, на нем работал пять лет, дольше работал и продолжает работать только на БАТМ "Матвей Кузьмин". Среди многих своих капитанов с особенной теплотой вспоминает О. А. Буслаева.
Фото 35. БАТМ "Баево" с полным тралом, который удалось поднять на палубу только с дополнительными тягами.
Фото 36. Трал на борту БМРТ "Александр Максутов", 1969 г. Фото Э. Пичугина, из фондов ГАКО
Фото 36а. В улове с морским окунем попал в трал огромный палтус
Фото 37. Георгий Афанасьевич Московский
Георгий Афанасьевич МОСКОВСКИЙ
Родился 29 мая 1938 г. в г. Керчь Крымской области в семье рыбака-колхозника. В 1958 г. окончил Вилковскую мореходную школу в Одесской области, получив специальность штурмана малого плавания. Был направлен на работу в УТРФ Камчатрыбпрома. Работал матросом, 3, 2 помощником капитана на судах типа СРТ. С 1960 по 1962 г. - старший помощник капитана СРТ. В 1962 г. назначен капитаном СРТ. В 1963 г. окончил школу усовершенствования кадров плавсостава, получив квалификацию капитана дальнего плавания. Сразу же поступил заочно в Петропавловск-Камчатское мореходное училище на специальность техник-судоводитель. До 1966 г. работал капитаном СРТ. В 1967 г. назначен флагманским капитаном УТРФ. В апреле 1967 г. перешел на БМРТ "Узбекистан" старшим помощником. В апреле 1968 г. вместе с судном перевелся в УОР, а с мая 1969 по апрель 1971 г. работал капитаном-директором БМРТ "Хинган". В 1971 г. назначен капитаном-флагманом, начальником экспедиции "Океанрыбфлота". В этом же году получил орден Трудового Красного знамени. С 1975 по 1978 г. - начальник службы мореплавания "Океанрыбфлота, заместитель начальника "Океанрыбфлота". С 1978 по 1981 г. - заместитель генерального директора ПО "Камчатрыбпром". В 1980 г. окончил заочно Дальрыбвтуз, получил высшее образование по специальности инженер-судоводитель. В 1981 г. перешел на работу главным штурманом "Океанрыбфлота".
Георгий Афанасьевич Московский пользовался большим авторитетом среди капитанов и штурманов Камчатки. Имел большой опыт промысловика, а также административной работы, что позволяло ему грамотно и оперативно решать производственные вопросы. Он избирался секретарем партийной организации аппарата управления "Океанрыбфлота". Вносил много предложений по улучшению организации штурманской службы, проводил большую работу по воспитанию молодых специалистов, оказывал им свою квалифицированную помощь. Он всегда был открыт для общения. Большая плеяда капитанов всегда считала и считает его своим наставником и старшим товарищем. Георгий Афанасьевич умер 31 мая 1989 г. В 2006 году БАТМ "XXVI съезд КПСС" переименован в "Георгий Московский".
Фото 38. Борис Никитович Писаревский
Борис Никитович ПИСАРЕВСКИЙ
Родился 2 сентября 1923 г. в г. Геленджике Краснодарского края в рабочей семье. 14 июня 1941 г. призван в рабоче-крестьянскую Красную армию и с началом войны направлен в Орджоникидзевское пехотное училище. В мае 1942 г. получил звание лейтенант и был отправлен на фронт. Участвовал в боях до Победы. Награжден орденами "Богдана Хмельницкого" и "Отечественной войны" 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".
После войны до 1950 г. работал секретарем сельсовета, председателем сельсовета. В 1950 г. окончил Ейский учебно-курсовой комбинат и получил квалификацию штурмана малого плавания. Работал в Новороссийске капитаном рыболовного сейнера. В 1952 г. приехал на Камчатку, где работал на судах УТРФ. В 1963 г. окончил Петропавловскую мореходку. В 1957 г. награжден орденом "Знак Почета", в 1970 г. - медалью "За трудовую доблесть в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", в 1971 г. - орденом Ленина.
На протяжении трудовой деятельности являлся пионером освоения нового типа судов, новых районов промысла.
С 1976 г. - заместитель начальника службы мореплавания Океанрыбфлота. В 1979 г. назначен капитаном-директором БАТМ "Мыс Золотой", руководил его перегоном на Камчатку, после чего вновь ушел в службу мореплавания.
Фото 38а. Из газеты "Рыбак Камчатки"
Фото 39. Евгений Яковлевич Вятчинин
Евгений Яковлевич ВЯТЧИНИН
Родился 15 августа 1937 г. в г. Перми. В 1958 г. окончил Ростовское-на-Дону мореходное училище им. Г. Седова. После окончания училища работал помощником капитана в Каспийском пароходстве и в Тюмени. В 1960 году приехал на Камчатку, где начал работать в УТРФ. В октябре 1968 года перевелся в УОР и был назначен старшим помощником капитана БМРТ "Хинган". В декабре 1970 года принял БМРТ "Хинган" в должности капитана-директора. В 1975 г. - капитан-директор БМРТ "Пауджа". В период с 1975 по 1978 г. - начальник промысловой экспедиции УОР. В октябре 1978 г. переведен в Камчатрыбпром заместителем начальника службы мореплавания. В 1982 г. заочно окончил Дальрыбвтуз. В 1984 г. уезжал с Камчатки в Ростов, но в 1985 г. вернулся и продолжил работу в Океанрыбфлоте капитаном-наставником, затем переведен в службу безопасности мореплавания заместителем начальника, с 1990 г. - начальник этой службы.
Фото 46. Александр Иванович Серга
Александр Иванович СЕРГА
Родился 10.12. 1930 года в г. Таганроге. С 1945 по 1947 г. учился в мореходной школе родного Таганрога, после чего работал матросом на рыбозаводе. В 1949 г. окончил курсы штурманов малого плавания в г. Ейске и продолжил свою работу в Таганрогском рыбозаводе, но уже помощником капитана и капитаном малых судов. С 1951 по 1952 г. учился в Одессе на курсах штурманов дальнего плавания, после окончания которых был командирован в Ленинградское морское агентство по перегону судов Северным морским путем. В апреле 1953 г. приехал на Камчатку и начал работать в УТРФ старшим помощником капитана, с 1957 г. - капитаном СРТ. В 1959 г. был назначен флагманским капитаном УТРФ, а в 1967 году - начальником морского рыбного порта Камчатрыбпрома. 1970-71 гг. - начальник Управления промысловой разведки Камчатрыбпрома. С декабря 1970 г. - первый заместитель начальника Управления океанического рыболовства. 28.09. 1971 г. - назначен и.о. начальника Управления океанического рыболовства, 8.07.1972 г. окончательно утвержден в этой должности.
В 1963 г. заочно окончил Петропавловск-Камчатское мореходное училище и получил диплом техника-судоводителя. В 1975 г. окончил Дальрыбвтуз по специальности "Промышленное рыболовство".
8 апреля 1977 года назначен генеральным директором ПО "Камчатрыбпром".
Награжден орденами Знак Почета (1957), Трудового Красного знамени (1971), медалью "За трудовое отличие" (1963) и медалью в ознаменование 100-летия В. И. Ленина (1970).
Фото 47. Руководители рыбной промышленности Камчатки 22 апреля 1970 г. после получения медалей "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". Мы видим здесь В. А. Бирюкова (сидит слева), В. Н. Калёнова (в центре), В. П. Потапенко (стоит второй справа), других, видим и заместителя начальника Океанрыбфлота А. И. Сергу (стоит крайний справа)
Фото 48. Апрель 1978 г. Генеральный директор ПО "Камчатрыбпром" А. И. Серга и 1-й секретарь Камчатского обкома партии Д. И. Качин летят на вертолете Ми-8 в Соболевский район
Фото 49. Григорий Николаевич Холоден
Григорий Николаевич ХОЛОДЕН
Родился в 1925 году в селе Костюково Уссурийской области. В 17 лет начал работать матросом на судах Дальневосточного пароходства. В 1948 г. приехал на Камчатку в рыбокомбинат им. С. М. Кирова, где работал старшиной катера до 1956 г. В эти же годы окончил школу усовершенствования командного состава Камчатрыбпрома, получив квалификацию штурмана малого плавания. С 1957 г. работал в УТРФ вторым, старшим штурманом и капитаном средних траулеров. В 1968 г. перешел на работу в Океанрыбфлот, где вскоре был назначен старшим помощником, а затем капитаном-директором БМРТ "Александр Максутов". Он всегда и всюду проявлял высокие организаторские способности, высокую принципиальность и деловитость, был требовательным и чутким руководителем рыбацких экипажей. Знатный рыбак Камчатки. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени, медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". Избирался членом Камчатского обкома КПСС, депутат областного Совета, делегат XV съезда профсоюзов СССР в 1974 г. Умер 16.04. 1983 г. Похоронен в Петропавловске-Камчатском на Халактырском кладбище.
Фото 50. Г. Н. Холоден (сидит второй слева) с группой коллег, Петропавловск-Камчатский
Фото 51. Камчатцы, участники XV съезда профсоюзов СССР в марте 1972 г. Стоит первым слева Г. В. Мещеряков, через два человека от него - Г. Н. Холоден
Фото 53. Анатолий Яковлевич Лукин
Анатолий Яковлевич ЛУКИН
Родился 13 июня 1931 года в селе Красный Яр Балаковского района Саратовской области. Вскоре семья переехала в Петропавловск-Камчатский. В 1955 году начал работать радистом на промысловых судах УТРФ. С 1963 г. - флагманский навигатор, затем - инженер связи УТРФ, заочно учился в Дальрыбвтузе, в 1974 г. окончил заочно Новосибирский институт связи. В Океанрыбфлоте работал со дня его образования начальником отдела связи и радионавигации. Награжден нагрудным знаком "Почетный радист", медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина".
Фото 54. БМРТ "Опала" в доке канадского порта Виктория на ремонте. Во время спасательной операции экипажа БМРТ "XV съезд ВЛКСМ" 14 июля 1973 г. БМРТ "Опала" намотал себе на винт собственный, в спешке недовыбранный и незакрепленный на палубе трал, отчего встал главный двигатель, и судно понесло и ударило о плавающий кверху днищем "XV съезд ВЛКСМ". Получилась мощная пробоина в районе 19 и 20 шпангоутов ниже двойного дна. Произошло это у берегов Канады, поэтому на ремонт "Опалу" отбуксировали в порт Виктория.
Фото 55.
Фото 56. БМРТ "XV съезд ВЛКСМ" накренился на левый борт, перевернулся, а затем утонул 14 июля 1973 года в результате столкновения с БМРТ "Находка", принадлежащего Приморрыбпрому. На опрокинувшийся "XV съезд ВЛКСМ" тогда же совершил навал пришедший ему на помощь БМРТ "Опала", который, в свою очередь, тоже едва уцелел.
Фото 57. На боте члены экипажа БМРТ "Иван Середа": 3-й механик Геннадий Андреевич Талеркин (слева), старший тралмастер Станислав Николаевич Яблоков, 2-й штурман Владимир Николаевич Щур, 4-й механик Геннадий Кириллович Вигнич. 1971 г.
Фото 58. В. Н. Щур (слева) и капитан-директор Василий Васильевич Савицкий, 1972 г.
Фото 59. Н. П. Борисов, 2-й штурман БМРТ "Советские профсоюзы", 1072 г.
Фото 59а. Матрос добычи на БМРТ "Советские профсоюзы" Ю. М. Садырин, 1972 г.
Фото 60. БМРТ "XV съезд профсоюзов" возвращается с промысла в родной порт. Зима 1974 г.
Фото 61. Тихий океан, 24 мая 1974 г. В экспедицию пришел теплоход "Урицкий"
Фото 62. Поход на боте к теплоходу "Урицкий" за покупками и почтой. Доктор Семеновых (слева) и М. Я. Смородов
Фото 63. Северо-восточная часть Тихого океана у побережья Северной Америки. В поход к теплоходу с БМРТ "Трудовые резервы": старший помощник капитана Михаил Яковлевич Смородов (слева), тралмастер Генрих Евгеньевич Герман и 4-й помощник В. А. Дресвянский
Фото 64. Идет перегруз продукции с двух БМРТ на теплоход "Алтайские горы", 1970-е годы
Фото 65. БМРТ "Кушка", Тихий океан, 24 мая 1974 г. Боцман Алексей Звягинцев (слева), врач Анна Коренкова и штурман М. Я. Смородов
Фото 66. Михаил Иванович Дегтярёв.
Михаил Иванович ДЕГТЯРЁВ
Родился 13 февраля 1930 г. в селе Сокрутовка Владимировского района Астраханской области. В 1949 г. окончил Астраханский рыбопромышленный техникум по специальности судоводитель и получил направление на Камчатку, где работал на судах транспортного флота Камчатрыбпрома матросом, затем - штурманом. В апреле 1955 года окончил курсы штурманов дальнего плавания и был назначен старшим помощником капитана на транспортные суда. В феврале 1963 г. назначен капитаном теплохода "В. Беринг", затем - теплохода "Якут". В 1964 г. перешел на работу в УТРФ старшим помощником капитана БМРТ "Узбекистан" к капитану Н. В. Сотникову. 1 апреля 1968 г. назначен капитаном-директором БМРТ "XV съезд ВЛКСМ". С декабря 1969 г. по май 1973 г. - начальник службы эксплуатации флота Океанрыбфлота. До января 1974 г. работает капитаном-наставником, затем капитаном подменной команды.
Фото 67. Николай Иннокентьевич Коллегов
Николай Иннокентьевич КОЛЛЕГОВ
Родился 10 мая 1942 г. в пос. Опала Усть-Большерецкого района Камчатской области. В 1952 г. семья переехала в Петропавловск-Камчатский. В 1964 г. окончил Петропавловское мореходное училище и начал работать в УТРФ судоводителем. В 1977 г. утвержден капитаном-директором БМРТ "Мыс Таймыр", затем переведен капитаном на БМРТ "Кушка". Послужной список Н. И. Коллегова обширен. Он работал капитаном-директором на БМРТ "Соколово", "Байковск", "XX съезд ВЛКСМ", "Бабыкино", "XXVI съезд КПСС", "Московская олимпиада" и др. В 2002 г. переведен капитаном-наставником Океанрыбфлота.
Фото 68. На БМРТ "Мыс Силина" подняли трал с 60 тоннами скумбрии
Фото 68а. На ежемесячном судовом собрании выступает капитан-директор Михаил Яковлевич Смородов
Фото 68б. БМРТ на промысле в Тихом океане
Фото 69. Министр рыбного хозяйства СССР Александр Акимович Ишков (второй справа) на Камчатке, 1973 г. Фото из фондов ГАКО
Фото 70. 1971 год, БМРТ "Хинган" в родном порту. В первом ряду в центре - молодой штурман Борис Сорокин
Фото 71. Прекрасный улов!
Фото 72. Николай Степанович Летунов
Николай Степанович ЛЕТУНОВ
Родился 6 мая 1925 г. в селе Высокое Пестравского района Куйбышевской области. В 1943 г. был призван в армию, воевал минометчиком. После войны работал в г. Нальчике. В 1948 г. завербовался на Камчатку и лето отработал на путине в Кихчике. Вернувшись в Куйбышев, понял, что надо возвращаться на понравившуюся ему Камчатку. Закончил среднее образование в вечерней школе и в 1951 году поступил, а в 1955 г. окончил Петропавловск-Камчатское мореходное училище. Работал на судах УТРФ, с 1960 г. - капитаном. В Океанрыбфлоте со дня образования, работал капитаном-директором.
|