LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА НА КАРТЕ СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ


Сергей Вахрин, специально для «Северной Пацифики»
Первые русские землепроходцы и мореходы, придя сюда, на берег Тихого океана, и предпринимая самые первые попытки пройти Ламским (Охотским), Камчатским, Бобровым морями, не оставили имена своих судов на карте, хотя многие географические названия тихоокеанского побережья и по сей день связаны с их именами — Ивана Юрьевича Москвитина, побывавшего на берегу Охотского моря еще в 1639 году; Василия Даниловича Пояркова, в 1645 году прошедшего от устья реки Амур до Охотска; Семена Ивановича Дежнева, основавшего в 1648 году Анадырский острог. Просто в те времена небольшие суденышки — кочи, на которых покоряли казаки, выходцы с Русского Севера, Ледовитый океан не имели еще собственных имен — коч да коч, лодья да лодья...
Первое крупное — «казенное» — судно было построено в верховьях реки Кутхуй, в 75 верстах от устья реки Охоты. Оно было предназначено для поиска морской дороги из Охотска в Большерецк. Нам известны параметры этого первого на Тихом океане судна, но неизвестно название. Известный морской историк Ф.Веселаго писал в своем «Списке русских морских судов с 1668 по 1860 год»: «Лодья без названия, размерами 8 1/2 х 3 х 3 1/2 сажени; заложена в мае 1714 года и спущена в мае 1716 года. Место строительства — Охотск, строитель Плотницкий». Позже в исторической литературе появятся и названия этой «лодьи» — «Святое Ламское море», «Охота», «Восток», но вряд ли это соответствовало действительности, так как существовала иная традиция названия судов — в честь святых, имена которых упоминались в святцах в день спуска судна на воду — то есть в честь дня рождения.
Так был назван, например, построенный на Камчатке первый военно-морской бот «Святой архангел Гавриил», а также пакетботы «Святой апостол Павел» и «Святой апостол Петр», проторившие для россиян дорогу в Русскую Америку и Японию.
Но в те времена еще не было принято называть какие-либо географические объекты именами кораблей или судов. Обычно давали новое имя — топоним или в честь святых, в день памяти которых был открыт новый остров или мыс, а также в честь самих первооткрывателей — остров Беринга, Шумагинские острова, мыс Юшина.
Вероятно, первым, кто назвал одну из камчатских тихоокеанских бухт именем судна, был Т. И. Шмалев: в зиму 1764-1765 г.г. здесь потерпел крушение промысловый бот «Святой архангел Гавриил», и бухта стала называться гаванью святого Гавриила, позже она стала называться по имени бывшего хозяина этого судна иркутского купца И.Бечевина — Бечевинской, а позже Бичевинской и Бичевинкой (кстати, на острове Атха Алеутской гряды есть залив Бечевина, который был назван Биллингсом в связи с тем, что этот заливчик очень напоминает одноименную камчатскую бухту).
У многих на слуху имена первых судов Российско-Американской компании, прославленных известным поэтом Андреем Вознесенским в поэме, а затем и в опере, — «Юнона» и «Авось». В память об исследовании Курильских островов в 1807 году именем «Авось» были названы скалы юго-западнее острова Маканруши.
В 1643 году в составе экспедиции под руководством Фриса, совершавшего плавание в районе Южных Курильских островов, была голландская яхта «Брескенс», в память о которой назван мыс на острове Итуруп и «Кастрикум» —  в честь него назван мыс на острове Уруп.
В честь шитика «Фортуна», на котором русские казаки в 1730 году совершали плавание на Курильские острова, назван пролив между островами Шиашкотан и Ловушки.
Один из кораблей экспедиции Ф. Лаперуза, совершавшей в 1787 году плавание у берегов Сахалина и Курильских островов, — фрегат «Буссоль» — сохраняет свое имя в названии пролива Буссоль между островами Симушир и Черные Братья.
Многие из топонимов морского побережья Южного Сахалина и Курильских островов в связи с переименованиями былых японских названий своим рождением обязаны каким-то историческим событиям, в память о которых они и получили свои имена. Так, в честь первых посольских миссий в Страну Восходящего Солнца получил свое имя пролив Екатерина между островами Кунашир и Итуруп (на «Екатерине» в 1793 году прибыло в Японию первое русское посольство во главе с Адамом Лаксманом), гора Паллада (в честь фрегата «Паллада», на котором в 1853 году прибыло посольство во главе с Е. В. Путятиным). В честь адмиралов И. Ф. Крузенштерна, В. М. Головнина, Г. И. Невельского и С. О. Макарова увековечены имена военного шлюпа «Надежда» (река и поселок Надеждинка, залив и мыс Надежды, поселок Надеждино), военного шлюпа «Диана» (бухта, остров, пролив между о.Симушир и о.Китой), военного транспорта «Байкал» (залив Байкал) и корвета «Витязь» (гора Витязь на о.Сахалин). Свои имена оставили в названиях корвет «Воевода» (река Воеводская), винтовая шхуна «Восток» (скалы вблизи острова Монерон), бриг «Константин» (гора на о.Уруп), бригантина «Святая Наталия» (залив Наталии на о.Уруп), шлюп «Нева» (реки Нева и Невка, озеро Невское на Сахалине), легендарный крейсер «Новик» (гора и мыс Новик, река Новикова, поселок Новиково на Сахалине).
На острове Онекотан есть вулкан, залив и мыс Немо. Нет, эти названия даны не в честь знаменитого капитана Немо. Они названы по имени английской браконьерской шхуны «Немо», на которой бил курильских морских бобров и морских котов знаменитый корсар Северной Пацифики Генри Сноу (в честь которого, кстати, также названы вулкан на острове Чирпой и залив между этим островом и островом Брат Чирпоев).
Удивительны, хотя и трагичны, закономерности появления двух одинаковых топонимов на сахалинском и камчатском побережьях —  мыса и косы Кострома.
Мыс назван так в память парохода «Кострома», который перевозил ссыльных каторжан на Сахалин и в 1887 году потерпел крушение у его берегов. Коса — в память о пароходе «Косторома» Добровольного флота, который перевозил грузы вдоль камчатского побережья и потерпел здесь крушение в 1913 году.
Есть на камчатском побережье и Командорских островах названия совсем необычные — мыс Африка, мыс Забияка, банка Минеола, бухта Сибирь. Но все становится ясным, когда узнаешь, что в 80-х годах прошлого века был такой крейсер «Африка», а в 90-х — крейсер «Забияка», что в 1904 году на одноименной банке близ устья реки Тигиль погиб американский пароход «Минеола», а «Сибирь» — шхуна, командовал которой легендарный шкипер Ф. Г. Гек, одним из первых на Дальнем Востоке исследовавший многие районы Охотского, Берингова и Японского морей.
Кстати, побережье Японского моря от мыса Невельского в Татарском проливе и до реки Тюмень-Ула после заключения с Китаем Пекинского договора носило название «Русский берег». И поэтому совершенно не случайно так много здесь имен русских военных кораблей промысловых и грузовых судов, экипажи которых несли в здешних водах военную, гидрографическую и трудовую вахты.
После Крымской (Восточной) войны — обороны Петропавловского порта в 1854-1855 г.г. и перенесения столицы Дальнего Востока России из Петропавловского порта в порт Николаевск (на Амуре) на Тихий океан прибывает в 1857 году большая группа судов, входящих в 1-й, 2-й и 3-й Амурский отряды Сибирской флотилии (впоследствии Тихоокеанской эскадры): корветы «Боярин» (бухта на западном берегу о.Русский), «Воевода» (бухта на о.Русском, река и гора, а также банка в Японском море у входа в одноименную бухту), «Гридень» ( мель в заливе Петра Великого и группа островов к югу от о.Попова), «Джигит» (бухта на о.Русском), «Наездник» (бухты на о.Аскольд), «Новик» (бухта на западном побережье о.Русский и банка в глубине залива Чихачева), «Опричник» (бухта в заливе Чихачева и залив вблизи бухты Рудная), «Пластун» (бухты в западной части залива Рында и в заливе Чихачева), «Разбойник» (бухта в заливе Стрелок), «Рында» (бухта на о.Русский), «Стрелок» (залив в восточной части залива Петра Великого и пролив, отделяющий остров Путятина от материка).
А через двадцать лет на смену старым парусным винтовым судам приходят новые, специально построенные для океанского крейсерства, винтовые, с парусным вооружением, небронированные клипера (с 1892 года — крейсера 2-го ранга) — «Джигит» (бухта и гора в заливе Рында), «Крейсер» (скалы у мыса Поворотного и банка в северо-восточной части залива Америка, который также назван в честь колесного парохода-корвета «Америка», построенного в 1855 г. для России в Филадельфии Северо-Американских Соединенных Штатов).
Позже прибывает из Кронштадта новый корвет «Наездник» (банка в заливе Петра Великого), а затем «Рында» (залив к западу от мыса Егорова материкового побережья) и однотипный с ним корвет «Витязь» (бухта на южном побережье полуострова Гамова), а также винтовые канонерские лодки «Бобр» (мыс на восточном берегу Амурского залива), «Сивуч» (банка в бухте Воевода) и «Маньчжур» (бухта на юго-западном побережье залива Петра Великого и мыс на западном берегу Уссурийского залива).
Оставили о себе память на «Русском берегу», а не только в Русской Америке, и суда Российско-Американской компании: «Князь Меншиков» (полуостров в заливе Советская гавань и мыс на этом полуострове), «Надежда» (мыс на материковом побережье), «Николай I» (мыс в Советской Гавани), «Святой Иннокентий» (мыс на западном берегу залива Чихачева и бухта на материковом побережье).
Конечно, это далеко не полный список судов, оставивших свои названия на карте Северной Пацифики. В последующих выпусках нашего журнала мы еще будем и, вероятно, неоднократно, возвращаться к этой и другим темам, связанным с происхождением географических названий побережья северной части Тихого океана.

СОДЕРЖАНИЕ